"АВИАНОВА" ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Слетать в Питер по цене плацкартного билета реально, но может потребовать провести в аэропорту день

Почти три года назад по редакционному заданию мне довелось испытать в деле первого и единственного на тот момент в стране бюджетного авиаперевозчика – «Скай Экспресс» (см. «Взлёт» №8-9/2007, с. 94-96). Тест на возможность полета в С.-Петербург за объявленную сумму в 500 рублей тогда он успешно выдержал. Хоть и с задержкой обратного рейса на 6 часов. Шло время – многое менялось. Знаменитый 500-рублевый тариф «Скай Экспресса» по-прежнему теоретически доступен, но уже давно отягощен значительно превышающими его по сумме дополнительными сборами. И вот недавно у нас появился другой дискаунтер – «Авианова». Ее девиз – «самые дешевые авиабилеты по России». Действительно, цены на них начинаются от 250 руб. Что имеем на самом деле? Очередное редакционное задание в Питере в конце апреля позволило прочувствовать на себе «особенности национального лоукоста» – теперь на примере «Авиановы».

Отношения «авиакомпания-пассажир»: до полета

Итак, нужно лететь в Питер. Это обеспечивает чистоту эксперимента – ведь «Скай Экспресс» три года назад тестировался на этом же маршруте. «Авианова» возить в северную столицу начала только с 23 апреля. Несмотря на то, что в парке компании на тот момент было всего три А320, полеты в «Пулково» заявлены три раза в сутки: утром, днем и вечером. А ведь помимо Питера у «Авиановы» еще с десяток направлений. Сомневаюсь: и как только успевают оборачиваться? Но раз обещают – приступаем к тесту.

В первые дни полетов по новому маршруту (с 23 по 27 апреля, а в соответствии с редакционным заданием побывать в городе на Неве надо было именно в этом промежутке) все желающие могли теоретически купить билеты туда и обратно за полцены, используя при онлайн-бронировании на сайте некий промо-код. Действительно, при цене билета «назад» в 0 руб. 00 коп., «туда» можно улететь за 250 руб. Правда, на момент бронирования по такому тарифу в наличии имелись лишь варианты на рейс в 6.35 утра, что не вполне удобно (как ехать в «Шереметьево» к 5 утра, если только не на такси? Но мы же тестируем самый экономный вариант!). На более приемлемое время цены переваливали за 1000 руб. Тем не менее, при согласии на такой «ранний» вариант, с использованием промо-кода (обратно – бесплатно), получалась следующая математика: к стоимости билета «туда» в 250 руб. прибавляются аэропортовые сборы в 353 руб. (размер сбора зависит от направления), обратный же «бесплатный» перелет стоил бы 373,00 руб., т.е только аэропортовый сбор. Кроме того, неизбежен сбор за услуги системы бронирования через сайт – 150 руб. (оформление в центре бронирования – 350 руб.). Итоговая стоимость – 1126 руб., т.е. почти как три года назад на «Скай Экспрессе».

Но для своего полета все же выбираю «стандартный» вариант: более удобное время вылета и без введения промо-кода (ведь его действие закончится через несколько дней, а мы – за чистоту эксперимента!). Получаем следующее. По 250-рублевой таксе туда и обратно с аэропортовыми сборами (353+373 руб.) и сбором за оформление (150 руб.) набирается общая сумма 1376 руб., что тоже неплохо. Но, надо сказать, билетов по тарифу 250 руб. не густо. Другие предлагаемые цены – 400, 550, 1250, 1500, 1750 руб… К дополнительным, необязательным платежам, относятся услуги сверхнормированного багажа (по умолчанию – 10 кг на человека бесплатно), негабаритный багаж, выбор места, дополнительное страхование.

Все в пределах двух- и трехзначных сумм. Правила гласят, что дата, время рейса или маршрут, а также имя пассажира могут быть изменены за дополнительную плату через интернет не позднее, чем за 12 часов до вылета, либо через центр бронирования – не позднее, чем за 4 часа. Правда, стоимость услуги по изменению имени пассажира – 3000 руб. – отбивает всякое желание ей пользоваться.

Способы оплаты. Я воспользовался самым простым – прямо через сайт. Платить за полет можно картой VISA или Master Card через форму на соответствующей странице. Есть возможность оплатить и наличными, но очень опосредовано – путем приобретения виртуальной карты VISA через киоск моментальной оплаты QIWI – но сделать это можно не позже, чем за 5 дней до даты вылета. Также платеж можно сделать картой по телефону или в кассе аэропорта. Говорят, существует возможность оплаты ваучером «Авианова» – это некий «накопительный» документ, предлагаемый компанией в размере 120% от стоимости билета на отмененный рейс. Использован такой ваучер может быть только для оплаты рейсов «Авиановы» в течение следующих шести месяцев.

Итак, билеты Москва-Питер на 26 апреля и обратно – на 29-е – забронированы. Уже через 15 минут после оплаты получаю по электронной почте маршрут-квитанцию. Авиакомпания вообще не предоставляет бумажных авиабилетов – все сведения о перелете поставляются только в электронном виде. Все процедуры оформления полета позади. Теперь – в «Шереметьево»…

Отношения «компания-пассажир»: после полета. Вернее вместо.

С рейсом №209 «туда» еще как-то обошлось – была лишь утомительная задержка вылета с 12.00 до 14.30… Настоящие же проблемы настигли на пути обратно. Лететь рейсом №210 в 13.55 вообще не довелось. Хотя он еще за пару часов до времени вылета благополучно фигурировал на табло. Более десятка пассажиров успели зарегистрироваться на стойке, получить посадочный талон, пройти досмотр и разместиться в зале, ожидая команды на посадку… Ожидания развеяло сообщение о том, что рейс …отменяется. И все. Никаких дополнительных сообщений и объяснений причин. Представителей авиакомпании в «Пулково» не оказалось. Шквал вопросов обрушивался на служащих аэропорта, которые, естественно, за «Авианову» ответить ничего толком не могли, полагая, что пассажиров, возможно, посадят на рейс, следующий около полуночи. Ни о каком «подхвате» другими перевозчиками речи не шло. Некоторые, чтобы выяснить свою судьбу, безрезультатно пробовали звонить по единственному платному номеру «Авиановы».

Ждать полсуток до ночи, да еще с неясными перспективами, не хотелось. В итоге, чтобы улететь, пришлось просто купить билет на ближайший рейс другой компании. В одну сторону – более чем вдвое дороже стоимости всего эксперимента с «Авиановой». Скупой платит дважды?

По прилету домой начал разбираться, читать интернет-форумы. Если верить им, такой «извоз» у «Авиановы» нередок. Уже менее чем через месяц после начала полетов начались проблемы с регулярностью. По официальным данным Росавиации, в период с 11 по 25 сентября 2009 г. «Авианова» допустила восемь задержек рейсов на время до 2 ч и три – более чем на 6 ч. Всего за эти две недели был задержан вылет 1529 пассажиров, и новоиспеченный перевозчик сразу попал на высокие строчки в «черном списке» самых непунктуальных компаний России – четвертое за период 11-18 сентября и второе (!) за 18-25 сентября. Надо отдать должное менеджменту перевозчика – в дальнейшем ситуация выправилась: за весь октябрь было всего две задержки рейсов (но более чем на 6 ч каждая), в ноябре – вовсе ни одной, в декабре – две, и не более чем на 2 ч. Но, надо признать, и маршрутов у «Авиановы» тогда было всего несколько.

После нового года ситуация с пунктуальностью у второго российского лоукостера была разной. Начав год неважно (в период с 1 по 10 января – три задержки от 2 ч и более, с 22 по 28 января – еще одна), затем положение выправилось: с конца января по март все рейсы улетали вовремя. В начале апреля – еще две задержки (на 2-4 и 4-6 ч), затем две «безоблачных» недели и …кризис последней недели месяца, в который и довелось попасть автору этих заметок… Семь задержек (в т.ч. две – более чем на 6 ч) всего за семь дней с 23 по 30 апреля, в результате которых в аэропортах пришлось томиться 910 пассажирам, сразу же подняли «Авианову» на четвертое место в «антирейтинге» непунктуальных российских компаний… Табло вылетов на сайте аэропорта «Шереметьево» в последнюю декаду апреля гласило, что задерживался или отменялся каждый второй-третий рейс из Москвы в С.-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Нижнекамск, Самару, Казань…

Скорее всего, причиной таких неудач накануне майских праздников стало опоздание с выводом на линии четвертого А320, застрявшего за границей из-за пресловутого извержения вулкана в Исландии. А ведь была уже сверстана сетка полетов, начаты продажи билетов на новые направления – в С.-Петербург и Екатеринбург (полеты в Уфу, Пермь и Ульяновск начались чуть раньше этой весной). Кроме того, на первых рейсах в Питер, как, видимо, и на некоторых других маршрутах, салоны лайнеров «Авиановы» наполнялись едва ли на половину. Поэтому можно предположить, что решения об отмене и объединении рейсов в этот период, в условиях дефицита летающих бортов, принимались из-за их низкой коммерческой загрузки: у «Авиановы» пока нет соглашений с другими авиакомпаниями о страховании своими авиалайнерами при отменах, как, например, в последнее время практикует «Скай Экспресс», который пересаживает пассажиров на самолеты авиакомпаний «Космос», «Татарстан», «Тулпар Эйр» и «Аэростарз».

По опыту ряда пассажиров, столкнувшихся с отменой или объединением рейсов «Авиановы», вернуть деньги за несостоявшийся полет непросто. При этом факт отмены рейса еще надо доказать – компания часто просто «переносит» или «задерживает» рейсы на пять, десять часов, а то и на сутки. Поскольку сборы (а они не возвращаются) зачастую превышают стоимость самого тарифа, ввиду сложности процедуры возврата, заниматься этим мало кто решается.

А ведь руководители авиакомпании «поклялись на черном ящике» предоставлять услуги в должном объеме и соответствующего уровня. «Пассажиры смогут получить высокое качество и безопасность авиаперелетов по выгодным тарифам», – заявлял генеральный директор «Авиановы» Владимир Горбунов. «Мы уверены, что благодаря усилиям руководства компании в России появятся новые стандарты авиаперевозок», – заверял представитель акционеров компании Эндрю Пайн. На деле же все обстоит несколько иначе…

Справедливости ради, надо сказать, что автора этих заметок угораздило протестировать «Авианову» в один их самых неудачных периодов ее пока не очень долгой истории. К I мая в «Шереметьево» наконец прибыл четвертый А320 (EI-ELE), выход которого на линии позволил преодолеть кризис конца предыдущего месяца. А в середине мая флот компании пополнился уже пятым однотипным самолетом (EI-ELN), который выполнил свой первый коммерческий рейс из «Шереметьево» 27 мая. В итоге, в первые две недели мая Росавиация зафиксировала всего по одной задержке рейсов дискаунтера, обе – от 2 до 4 ч. В неделю с 14 по 20 мая их правда было уже три, но опять-таки не более чем на 4 ч. А уже в последнюю неделю месяца «Авианове» удалось выполнить все рейсы практически по расписанию.

Но ведь нам-то не повезло! И раз уж взялись проводить «чистый» эксперимент, то и о результате докладываем честно, как есть. Конечно, можно найти объяснения проблемам, с которыми пришлось столкнуться: и злосчастный вулкан в Исландии, не позволивший вовремя прилететь в Москву очередному самолету «Авиановы», под который уже было «скроено» расписание, и недостаточная загрузка самолетов, влекущая вполне объяснимое стремление руководства компании «сэкономить» на полупустых рейсах. Но есть вещи, понять которые сложно. Почему информация об отмене рейса появляется уже после прохождения регистрации и спецконтроля? Почему в аэропорту вылета нет представителей перевозчика, которые могут внятно объяснить о вариантах и перспективах решения возникшей проблемы? Почему нет, в конце концов, нормального городского справочного телефона, а есть только недешевый платный «короткий» номер с мобильного? Ведь все это не требует больших финансовых вливаний, но менеджмент компании почему-то не стремится решить эти вопросы…

Исходя из всего пережитого, главный вывод из нашего теста можно сделать такой: летать «Авиановой» можно, причем по цене, вполне сравнимой с тарифом железнодорожного плацкарта (подробнее – см. врезку). Но нужно быть готовым к неожиданностям. Не исключено, что в аэропорту придется провести не один час. Поэтому рекомендовать «Авианову» можем только тем, кто, серьезно сэкономив, готов рискнуть: не исключено, что прибыть к месту назначения удастся значительно позже намеченного. Как повезет…



СРАВНИМ?

Как и в прошлый раз, сравним цены. Во сколько встанет съездить из Москвы в С.-Петербург и обратно, воспользовавшись услугами конкурентов «Авиановы» – других авиакомпаний, а также Российских железных дорог?

«Скай Экспресс». Герой нашего предыдущего теста предлагал под прежним, но теперь обманчивым лозунгом «в Питер за 500 рублей» следующие варианты. Четыре рейса в день. Тариф в одну сторону – действительно от 500 руб., «туда-сюда», соответственно, 1000. Но на деле к «билетной цене» прибавляем еще 2300 руб. аэропортовых (топливных) сборов. Итоговая сумма к оплате – от 3300 руб. Это минимум, если повезет найти билет на нужную дату за эту цену. При этом учитываем, что, задержки сегодня тоже бич этой авиакомпании. Наш тестовый перелет «Авиановой» обошелся почти в 2,5 раза дешевле. Если бы удалось дождаться обратного рейса, экономия составила бы 1924 руб.

Авиакомпания «Сибирь» (S7). Дискаунтером не является, но цены на нужный маршрут предлагает несколько ниже других крупных перевозчиков. В отличие от лоукостеров особо задержками рейсов не злоупотребляет, и даже кормит на борту. Цена за билет в один конец, приобретаемый на сайте компании, – от 2000 руб. К этому прибавляем таксы 40 руб. и сервисный сбор за оформление на сайте – 101 руб. Итого полет туда и обратно обойдется в 4141 руб., т.е. ровно втрое дороже нашего теста («упущенная» выгода – 2765 руб.). Другое дело, если билет нужен срочно и прямо в аэропорту – как в нашем случае из-за отмены обратно рейса «Авиановы». За полет «Сибирью» 29 апреля из Питера в Москву пришлось выложить в кассе «Пулково» 3240 руб.

ГТК «Россия». По нужному маршруту осуществляет шесть-семь рейсов в день. Направление обслуживают А319, А320, «Боинг» 737-500 и заветный Ан-148-100В. Есть несколько тарифов. Самый дешевый – «Популярный эконом», от 2400 руб. в один конец (есть еще «оптимальный эконом» за 3000 руб., «гибкий эконом» за 4150 руб. и др.). К чести компании следует отметить, что в объявленной цене уже сразу по-честному включены все сборы.

В итоге по минимуму за перелет «туда-сюда» имеем 4800 руб. – в 3,5 раза дороже нашего тестового варианта. «Сэкономить» не удалось бы 3424 руб.

Ну и наконец, как же не сравнить с «нашим всем» – РЖД. Итак, самый дешевый способ добраться в Питер по железной дороге – плацкартом. Цена в одну сторону – 732 р., туда и обратно – чуть больше 1400 руб.: оказывается, даже такой малоприятный способ путешествия получается дороже, чем «Авиановой»! Зато практически без опозданий, и не надо ехать в аэропорт – вокзалы же находятся почти в центре обеих столиц. Для тех, кто не приемлет плацкарт-добро пожаловать в купейный вагон: в одну сторону -1738 р., туда и обратно – около 3500 руб. Почти как «Скай Экспрессом» и чуть дешевле, чем «Сибирью». Более дорогие варианты путешествия по «чугунке» рассматривать не будем, заметив только, что прокатиться на скоростном «Сапсане» обойдется в 3594 р. в одну сторону, а, значит, более 7000 руб. в оба конца. Даже не сравниваем, и так все понятно. «Мы пойдем другим путем».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх