БЕСПИЛОТНЫЕ «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ»

В последние годы ОАО «Вертолеты России» не раз представляли на международных выставках различные проекты беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа (БЛА ВТ) – от легких до тяжелых. Чаще других демонстрировались модели перспективного тяжелого беспилотного вертолета Ми-34БП (на базе пилотируемого Ми-34С1), перспективного роботизированного вертолетного комплекса МРВК (на базе технических решений перспективного скоростного вертолета Ми-Х1), ряд разработок фирмы «Камов», включая созданные еще в 90-е гг. аппараты Ка-37 и Ка-137, и др. В этом году на открывающейся 30 июня выставке UVS-TECH 2010, проходящей в рамках форума «Технологии в машиностроении – 2010», впервые будут представлены два полноразмерных макета новых перспективных БЛА ВТ – Ка-135 и «Коршун». Это два из четырех базовых БЛА ВТ, которые сегодня являются приоритетными для ОАО «Вертолеты России». Накануне выставки редактор «Взлёта» Евгений Ерохин встретился с директором программы «Комплексы с беспилотными вертолетами» ОАО «Вертолеты России» Геннадием Бебешко и попросил его рассказать о текущем состоянии работ по БЛА вертолетного типа в России и планах ОАО «Вертолеты России» в этой области.

Геннадий Иванович, как Вы оцениваете состояние работ по БЛА ВТ в целом и какие первостепенные задачи стоят в этой области перед ОАО «Вертолеты России»?

Создание БЛА вертолетного типа – новое направление в области беспилотной авиации, которое активно развивается последние 5-10 лет. Беспилотные системы вертикального взлета и посадки отставали в своем развитии от БЛА самолетного типа в силу большей технической сложности, а также из-за проблем с созданием систем автоматического управления. В настоящее время этот вопрос в ряде стран решен и идет интенсивная работа по созданию беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. На сегодня достигнуты хорошие результаты по нескольким проектам в США и Европе (YMQ-18 «Хаммингбёрд» компании «Боинг», беспилотная версия вертолета К-тах фирмы «Каман», MQ-8B «Файр Скаут» компании «Нортроп-Грумман», S-100 «Камкоптер» фирмы «Шибель» и др.), активно ведутся разработки беспилотной вертолетной техники и в других странах.

Создание собственно летательного аппарата, как платформы беспилотного комплекса, для «Вертолетов России» не представляет технической трудности. Основная проблема сегодня – получение работоспособной и надежной системы автоматического управления, а также разработка алгоритмов ее функционирования. Именно эту главную техническую задачу предстоит решить в первую очередь. Важным является и решение вопросов реконфигурирования системы управления в случае появления отказов, а так же ее резервирование.

Что конкретно будет сделано в ближайший год-два?

ОАО «Вертолеты России» со следующего года готовы начать разработку нескольких комплексов с беспилотными вертолетами, если, конечно, на них поступят заказы, на что мы очень рассчитываем. В настоящее время в ОАО «Вертолеты России» началась инициативная НИР «Формирование технического облика комплекса с беспилотным вертолетом средней дальности с созданием экспериментального образца комплекса, обеспечивающего автоматический режим полета беспилотного вертолета по заданной программе. В ходе этой НИР должен быть определен технический облик САУ, обеспечивающей автоматическое управление на всех этапах полета с созданием математической модели и алгоритмов управления, а также конкретного действующего экспериментального образца.

В качестве базовой платформы как летающей лаборатории для отработки САУ, наземной системы управления и применения целевой нагрузки выбран разработанный в Кумертау легкий вертолет «Патруль». Финансирование осуществляется за счет внутренних средств холдинга. В настоящее время заканчиваются подготовительные работы, а также идет согласование планов действий с разработчиками, определенными выбранной кооперацией. Гражданские структуры, к сожалению, пока не стремятся проводить собственное финансирование разработок, но готовы купить уже созданные образцы.

При переходе к стадии НИОКР предполагается сформировать кооперацию в области двигателестроения, приборостроения, радиотехнического и радиолокационного оборудования, композитных материалов и т.д. для решения всех задач по созданию беспилотного вертолетного комплекса.



Ка-135

Как сегодня выглядит модельный ряд БЛА ВТ «Вертолетов России», на каких проектах планируется сосредоточиться?

В настоящее время модельный ряд БЛА вертолетного типа ОАО «Вертолеты России» конкретизировался до четырех базовых типов аппаратов, призванных обеспечить конкурентоспособные предложения на мировом и внутреннем рынках. Поскольку работы идут прежде всего в интересах силовых ведомств, то исходя из анализа, характера и особенностей задач, возлагаемых на комплексы с БЛА ВТ, перспективный модельный ряд будет включать современные комплексы, предназначенные для разведки, ударных задач, транспортировки, ретрансляции и специального назначения.

В классе БЛА ВТ малой дальности предлагается беспилотный вертолетный комплекс Ка-135 массой 300 кг с радиусом действия до 100 км. Это новый БЛА соосной схемы с поршневым двигателем и полозковым шасси.

В нише аппаратов средней дальности рассматривается два аппарата: первый – БЛА «Коршун» (на базе вертолета «Патруль») массой 500 кг с радиусом действия 300 км и полезной нагрузкой 100 кг. И второй – более тяжелый аппарат Ка-117 полетной массой 1500 кг с полезной нагрузкой 500 кг и дальностью 400-500 км. По своему назначению и возможностям это будет многофункциональный беспилотный вертолетный комплекс, способный решать в боевой обстановке широкий круг задач.

Основным аппаратом большой дальности станет Ка-126БВ (беспилотный однодвигательный вариант вертолета Ка-226) массой 3500 кг с радиусом действия до 1000 км.

Все эти БЛА – двойного назначения и будут максимально адаптированы для решения широкого круга задач. Предполагается иметь три-четыре типа сменной целевой нагрузки модульного типа. Модульность конструкции базовых БЛА ВТ и сменной целевой нагрузки, в сочетании с автоматизированными средствами подготовки к полету, позволяет свести к минимуму такие важные характеристики, как время сборки вертолета из транспортного положения, выполнение предполетной подготовки и подготовки к повторному вылету.

А как же ранее демонстрировавшиеся на выставках проекты Ми-34БП, МРВК и др.? Кроме того, Вы не упомянули легкие БЛА ВТ ближнего действия?

Мы можем предложить разные варианты беспилотных вертолетов, в т.ч. пока не вошедшие в модельный ряд, с характеристиками, выбранными заказчиком. Однако, сегодня для снижения рисков, финансовых и временных затрат есть смысл брать за основу для создания беспилотных вертолетов уже имеющиеся образцы пилотируемых вертолетов.

Что касается комплексов БЛА ВТ ближнего действия (с дальностью до 25 км), то их реализацию в настоящее время считаем нецелесообразной, поскольку задачи разведки на поле боя и в ближней тактической глубине более эффективно и дешевле могут решаться комплексами с БЛА самолетной схемы.



«Коршун»

«Дозор-600» («Дозор-3»)





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх