Light Tank M24 General Chaffee

Разрабатывался с учетом опыта мирового танкостроения, накопленного за годы Второй мировой войны. Во внешнем облике танка, резко отличавшемся от всех ранее созданных американских легких боевых машин, угадывается влияние советского среднего танка Т-34. Предназначался для использования в качестве разведывательного и авиадесантного. Первый американский танк с торсионной подвеской. Производился фирмами Cadillac Саг Division, American Саг and Foundry и Massey Harris. С апреля 1944 по июнь 1945 г. изготовлено 4070 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Корпус и башня сварные, броневые листы, примерно такой же толщины, как у танков серии М5, располагались под значительно большими углами наклона к вертикали. Силовая установка размещалась в кормовой части танка, а механизм поворота и бортовые передачи – в носовой. 75-мм пушка (модернизированный вариант авиационного орудия, использовавшегося на самолете B-25G Mitchell) снабжалась стабилизатором в вертикальной плоскости типа "Вестингауз". Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у легкого танка М5, а подвеска у самоходного орудия М18. Особенностью М24 является наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же – помощник механика-водителя). В боевом отделении находилось дополнительное (пятое) сиденье для командира подразделения.


Легкий танк М24 (вверху и внизу). Американские войска в Европе получили эти танки зимой 1944 – /945 гг.


Легкий танк М24 из 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии. Новые танки эта часть получила зимой 1945 г. после "Битвы за выступ" (сражение в Арденнах)


Легкий танк М24 и пехота в окрестностях Хаультхаузена. Германия, март 1945 г.


Легкий танк М24 в боевом охранении. Бельгия, январь 1945 г.


Выкрашенный в зимний камуфляж танк М24 18-го кавалерийского разведывательного эскадрона 14-й кавалерийской группы. Бельгия, февраль 1945 г.


С лета 1944 г. танки М24 начали поступать в войска и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие "стюарты". Боевой дебют М24 состоялся в декабре 1944 г. в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, во время отражения германского наступления в Арденнах. Эти бои подтвердили, что ни по вооружению, ни по бронированию "Чаффи" не может тягаться с немецкими средними танками. И хотя на боевой счет новых американских машин и записали несколько подбитых "пантер" и даже "тигров", эти удачи можно отнести к случайностям. Тем не менее М24 довольно интенсивно использовались американцами и англичанами (последние получили из США около 300 машин этого типа) вплоть до конца войны.

В качестве авиадесантного "Чаффи" предполагалось использовать так же, как М22, то есть перевозя башню от него внутри самолета С-54, а все остальное на наружной подвеске. Только появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10 т позволило перевозить танк без башни внутри фюзеляжа. Из-за сложности транспортировки М24 не нашел широкого применения в воздушно- десантных войсках армии США.

Танк послужил базой для создания нескольких образцов самоходно-артиллерийских установок.

После Второй мировой войны М24 использовался американскими войсками в Корее, а французской армией – в Индокитае. В 1950-х годах танк интенсивно экспортировался и долгое время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване, Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.


Легкий танк М24 в экспозиции Военно- исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА М24

БОЕВАЯ МАССА, т: 17,59.

ЭКИПАЖ, чел.: 4-5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5490, ширина – 2847, высота – 2542, клиренс – 432.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Мб калибра 75 мм, 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,52 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,8 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 48 зртвыстрелов, 440 патронов калибра 12,7 мм, 3750 патронов калибра 7,62 мм. 14 дымовых гранат.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел M71G, перископический прицел М4А1, стабилизатор наведения в вертикальной плоскости.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 25,4, борт – 25,4, корма – 19. крыша и днище – 12,7, башня -12,7…38,1.

ДВИГАТЕЛЬ: деа Cadillac 44Т24, 8-цилиндровых, V-образных, карбюраторных, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 220 л.с. (162 кВт) при 4000 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, карданный вал, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали 6 скоростей вперед и 1 назад,

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 75 траков шириной 406 мм, шаг трака 140 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 160.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30, высота стенки, м – 0,91, ширина рва, м – 2,4, глубина брода, м – 1,02.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх