Char de bataille (боевой танк) D1

Танк D1 из состава 67-го танкового батальона выдвигается к линии фронта. Июнь 1940 г.


Боевой танк D1 разрабатывался фирмой Renault в рамках программы танкостроения принятой е 1926 г. и представлял собой дальнейшую модернизацию танка Renault IMC27. Башню с вооружением разрабатывала фирма Schneider. В 1931 – 1935 гг. было изготовлено 160 танков.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Корпус – клепаный корпус, башня – литая. Вооружение: 47-мм пушка и 7,5мм спаренный пулемет в одноместной башне ST-2. По горизонтали башня разворачивалась с помощью червячной передачи, по вертикали оружие наводилось вручную. Курсовой пулемет установлен в лобовом листе корпуса между водителем и радистом. Радиостанция имела необычную антенну в виде Jl-образной рамы в кормовой части корпуса.

Поставки D1 в вооруженные силы Франции начались в январе 1932 г. и закончились в начале 1935-го. Из этих танков сформировали три батальона (ВСС) по 45 танков.

Первоначально танковые батальоны вооруженные D1 были размещены на территории Франции. Но с поступлением на вооружение более современных машин, D1 стали переводить с Северную Африку. Переброска танков в Тунис началась в 1937 г. и завершилась в 1939 г. Всего в Африку было переброшено 152 танка D1, а во Франции осталось только восемь машин. Оставшиеся в метрополии танки, вероятно, использовались для учебных целей. В Тунисе D1 получили три танковых батальона – 61, 65, и 67 ВСС. Эти части предназначались для прикрытия восточной границы Туниса от итальянцев, которые с приходом Муссолини к власти пытались играть доминирующую роль в регионе. В случае конфликта D1 являлись бы грозным противником для итальянских танкеток.


D1 в танковом парке


Танки D1 на одном из предвоенных парадов во Франции (справа). Танк D1 и его экипаж (справа внизу)


Компоновка ганка D1


После катастрофы в Дюнкерке 67 ВСС был отправлен морем из Бизерты в Тулон.

История боевого применения танков D1 в кампании 1940 г. достаточно коротка. Фактически батальон перестал существовать через несколько дней с момента прибытия на фронт.

К моменту подписания перемирия с Германией и Италией в Тунисе имелось 107 танков типа D1. Эти танки были самыми мощными из французских танков в Северной Африке.

В октябре 1940 г. французы обратились к итальянцам с просьбой разрешить ввести в эксплуатацию 62 легких танка, мотивируя это необходимостью защиты своей колониальной империи. Необходимое разрешение они получили, ко танков D1 в числе этих машин не было. К концу декабря 1940 г. итальянцы разрешили эксплуатацию еще 50 танков, опять таки без D1, Разрешение разблокировать 62 D1 итальянцы дали только летом 1941 г., причем при условии перевода этих танков в Алжир. Иметь эти достаточно мощные танки у себя под боком в Тунисе итальянцы опасались, и поэтому разрешение на разблокировку еще 15 D1 для службы в Тунисе так и не было получено.

В 1942 г. танку D1 пришлось пострелять по американцам, высадившимся 9 ноября у Орана. Вскоре французские части, в том числе и укомплектованные танками D1, вступили в бой с немцами на стороне союзников. Все оставшиеся D1 были сведены в одну боевую группу. Они еще могли применяться в обороне, но когда союзники сами перешли в наступление, устарелость этих тихрходных машин стала очевидной. Поэтому уже в начале марта 1943 г. все D1 были выведены в резерв. Так что разгром итало- немецких сил в Северной Африке произошел уже без их участия. Тем не менее служба D1 еще не была завершена. После окончания боевых действий на этом театре 10 D1 было отремонтировано и включено в состав охраны Туниса.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА D1

БОЕВАЯ МАССА, т: 14.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5760. ширина – 2160, высота – 2400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA34 калибра 47 мм, 2 пулемета Chatellerault М1931 калибра 7,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 78 выстрелов. 3000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 10 – 30.

ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 65 л.с. (47,5 кВт) при 2000об/мин.

ТРАНСМИССИЯ; шестискоростная коробка передач, дифференциал типа Cleveland, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 14 опорных катков малого диаметра на борт, 12 из которых сблокированы в 3 тележки, ведущее колесо заднего расположения; ширина гусеницы 325 мм,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 15,9

ЗАПАС ХОДА, км: 90.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 45, ширина рва. м – 2,2, высота стенки, м -1,1, глубина брода, м – 0,9,

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER52 или ER52bis.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх