Char de bataille B1

Тяжелый танк ST bis покидает территорию завода FCM. Май 1940 г.


Лучший тяжелый танк французской армии. Разрабатывался с 1921 г. в рамках концепции "боевого танка", способного как поддерживать пехоту, так и решать самостоятельные задачи. После длительных испытаний прототипов в марте 1934 г. принят на вооружение под индексом В1. Начиная с 1935 г. танки строились на заводах пяти фирм – Renault, FCM, Schneider, FAMH, АРХ. До прекращения производства – 15 июня 1940 г. – изготовлено 403 единицы.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

В1 – первый серийный вариант. Корпус коробчатой формы, собирался из литых и катаных деталей с помощью болтов, броня до 40 мм. Литая башня АРХ1 с 47-мм пушкой SA34, 75-мм пушка с длиной ствола 17,1 калибра в лобовом листе корпуса, 4 пулемета. Двигатель Renault мощностью 180 л.с. Ходовая часть с гусеничным обводом, охватывающим корпус. Боевая масса 28 т, скорость 26 км/ч. Изготовлено 35 единиц.

В Ibis – основной серийный вариант. Литая башня АРХ4 с 47-мм пушкой SA35 с длиной ствола в 34 калибра. Угол возвышения 75-мм пушки +25", склонения -15".

В Пег – двигатель мощностью 350 л.е., новая коробка передач типа BDR. 75-мм пушка имела горизонтальные углы наведения (без поворота танка) 5° влево и 10" – вправо. Толщина брони 75 мм. Боевая масса 36 т, экипаж 5 чел. Изготовлено 5 единиц.

Начиная с 1936 г. танки В1 поступали на вооружение отдельных танковых батальонов – bataillon des chars de combat (BCC), каждый из которых включал три танковые роты (всего 34 танка). К моменту объявления мобилизации, 2 сентября 1939 г. французская армия располагала четырьмя батальонами танков В1 и В Ibis. Весной 1940 г. к ним добавились еще четыре.

К середине мая 1940 года все батальоны пошли на укомплектование бронетанковых дивизий. В состав 1-й DCR вошли 28-й и 37-й ВСС (1-я полубригада), 2-й – 8-й и 15-й ВСС (2-я полубригада), 3-й – 41-й и 49-й ВСС (5-я полубригада), 4-й – 46-й и 47-й ВСС (6-я полубригада). В это же время были сформированы отдельные танковые роты (compagnie autonomes de chars de combat – CACC): 347 (14 танков B1bis), 348, 349 и 352-я (по 10 танков B1bis).

Танки В1 активно использовались во время боев на французском фронте в мае – июне 1940 г. Они заслужили репутацию неуязвимых – ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка не могли пробить их броню. Тем не менее, эффективность боевого применения подразделений танков В1 bis была очень низкой – батальоны и роты не были отмобилизованы, штабы не сработались, в частях не хватало тягачей, вспомогательных машин, артиллерии и радиостанций. Танки бросались в бой отдельными подразделениями, по мере прибытия в район боевых действий. Характерными в этом отношении являются действия танков В Ibis 2-й бронетанковой дивизии в районе Монкорне.


Танк В1 "Овернь" из состава 37-го танкового батальона преодолевает под ьем. Лето 1939 г.


Танк В1 37-го танкового батальона, оставшийся на поле боя в Шампани. Май 1940 г. Танки этого батальона легко опознать по характерному желто-зеленому камуфляжу



У этого В Ibis взрывом боекомплекта сорвало и башню и командирскую башенку. Франция, май 1940 г.


После ночного марша 16 мая танки 8-го батальона остались без горючего. Заправиться им удалось только к вечеру, так как на все машины нашелся только один ручной насос. Ночью танки двинулись дальше, но, не имея карт, потеряли и дорогу, и друг друга. Утром 17 мая несколько танков наткнулись на немецкие войска и были подбиты, а несколько машин экипажи бросили из-за отсутствия горючего. В бою 18 мая один из танков В Ibis получил восемь попаданий 75-мм снарядов и 27 попаданий 37 – 50 мм снарядов, но остался в строю. Вечером того же дня взвод В Ibis направили на патрулирование, в ходе которого танки попали под огонь своей же артиллерии, принявшей их за вражеские Один танк был подбит, еще два повреждены и брошены.

В это же время Btbis 15-го батальона 2- й бронетанковой дивизии использовались для охраны мостов через реки и каналы и патрулирования. Часть машин, при этом, вышла из строя из-за поломок и была брошена, часть уничтожена немецкими артиллерией и авиацией. К 20 мая 1940 г. 2-я бронетанковая дивизия из 68 В1 bis потеряла 55 машин. Из оставшихся только восемь были на ходу, а пять – в ремонте.


Подбитый В Ibis из состава 15-го танкового батальона 2-й танковой дивизии. Район Монкорне, 17 мая 1940 г.


Местные жители хоронят погибших французских танкистов. На заднем плане – сгоревшие танки В Ibis. 1940 г.


Тяжелый танк В Ibis, находящийся в экспозиции танкового музея в Самюре


Огнеметный танк В2 (Fl) из состава 213-го танкового батальона Вермахта. Огнемет установлен в корпусе вместо штатной 75-мм пушки, бак для огне смеси располагался на корме танка

После оккупации Франции немцы отремонтировали и вернули в строй 161 тяжелый танк Я 1 bis, получивший в Вермахте обозначение Pz.Kpfw.B2 740(f). На большинстве машин сохранили штатное вооружение, но установили немецкие радиостанции, а командирскую башенку заменили простым люком с двухстворчатой крышкой. С нескольких танков сняли башни и демонтировали все вооружение. В таком виде их использовали для обучения механиков-водителей.

В марте 1941 г. фирма Rheinmetall- Borsig переделала 16 боевых машин е самоходные установки, смонтировав на месте прежнего вооружения и башни открытую сверху и сзади броневую рубку со 105-мм гаубицей IeFH 18.

Но наиболее активно французские тяжелые танки использовались немцами для создания на их базе боевых огнеметных машин. Огнемет, работавший на сжатом азоте, располагался внутри корпуса, на месте снятой 75-мм пушки. Все танки направили в 102-й батальон, сформированный к 20 июня 1941 г. В его состав вошли две роты, в каждой, кроме 12 огнеметных машин, имелось по три танка поддержки (линейные В2, вооруженные 75-мм пушкой). 102-й батальон прибыл на Восточный фронт уже 23 июня и был подчинен штабу 17-й армии, дивизии которой штурмовали Перемышльский укрепленный район.

Всего же в 1941 – 1942 гг. немцы изготовили около 60 огнеметных танков B2(FI).


Танк B1bis, переделанный в танк-тральщик. Эта машина, оборудованная катковым минным тралом, была изготовлена в конце 1944 г. в единственном экземпляре и использовалась для разминирования дорог Франции после войны


Вместе с другими В2 они состояли на вооружении довольно многих частей немецкой армии. Так, например, по состоянию на 31 мая 1943 г. в 223-м танковом батальоне имелось 16 В2 (из них 12 – огнеметные); в 100-й танковой бригаде – 34 (24); в 213-м танковом батальоне – 36 (10); в горнострелковой дивизии СС "Принц Евгений" – 17 В2 и В2 (Fl).

82 использовались в Вермахте до конца войны, особенно в войсках, расположенных на территории Франции. В феврале 1945 г. здесь еще находилось около 40 таких танков.

Захваченные уже у немцев В2 использовались частями французских внутренних сил (FFI) в конце 1944 -начале 1945 гг. 19 машин этого типа входило в состав 13-го французского драгунского полка, сформированного 7 октября 1944 г. В январе – апреле 1945 г. эти танки участвовали в бо ях по ликвидации группировки немецких войск в районе Руайана.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА В Ibis

БОЕВАЯ МАССА, т: 32.

ЭКИПАЖ, чел.; 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 6370, ширина – 2500, высота -

2790, клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA35 калибра 75 мм, 1 пушка SA35 калибра 47 мм, 2 пулемета Chatellerault мод, 1931 калибра 7,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 74 выстрела калибра 75 мм, 50 выстрелов калибра

47 мм, 5100 патронов к пулеметам.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борта корпуса – 60, корма – 55..60, крыша – 20…56, днище – 20, башня – 46.

ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 6-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 307 л.с. (225,7 кВт) при 1900 об/мин, рабочий объем 16 500 см³.

ТРАНСМИССИЯ: гидродинамическая передача Naeder в блоке с пя- тискоростной механической коробкой передач, двойной дифференциал.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 16 опорных катков на борт, 12 из которых сблокированы в три тележки (по 4 катка а каждой), подвешенные на спиральных и листовых рессорах; три катка собраны в тележку, расположенную впереди, один каток сзади имел собственную рессору; ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 53 трака шириной 500 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 28.

ЗАПАС ХОДА, км: 140.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40; ширина рва, м – 2,74; высота стенки, м – 0,93; глубина брода, м – 1,47

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER29 (ER51, ER55).





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх