ШВЕЦИЯ

Первый шведский танк Stridsvagn (Strv) m/21 был изготовлен в 1921 году. Работы по его созданию возглавлял немецкий инженер Йозеф Фольмер, "отец" кайзеровских танков периода Первой мировой войны – A7V, LK 1 и LK 11. Последний из них и послужил прототипом для первой шведской гусеничной бронированной машины. 10 танков Strv m/21, получивших после модернизации в конце 1920-х годов индекс Strv m/29, долгое время составляли костяк бронетанковых сил Швеции. Впрочем, сил, как таковых, не было. В результате принятой в 1925 году программы сокращения расходов на оборону никаких новых разработок не велось и армии приходилось довольствоваться несколькими устаревшими бронеавтомобилями е составе кавалерийских соединений и упомянутыми танками в составе пехотных соединений.

В начале 1930-х годов, не без участия германского капитала, была образована фирма Landsverk AB, с которой связан целый этап как в шведском, так и в мировом танкостроении. Эта фирма создала целый ряд оригинальных образцов гусеничных и колесно-гусеничных боевых машин. Первыми были гусеничные L-5 и L-10 (несколько таких танков шведы приняли на вооружение под обозначением Strv m/31), за ними последовали колесно-гусеничные танки L-30 и L-80, легкие танки L-100 и L- 60. Последний послужил прототипом для венгерского танка Toldi, а затем его запустили в серию и в самой Швеции. В это же время шведы приобрели лицензии на производство танкетки AH-IV-Sv и легкого танка TNH-Sv чехословацкой конструкции.

После начала Второй мировой войны шведы в основном сосредоточились на модернизации легкого танка L-60 (Strv т/ 38 – Strv т/40) и создании среднего танка Strv m/42. Кроме того, в 1939 – 1942 годах были разработаны бронеавтомобиль m/39 Lynx и бронетранспортер т/42.

Таким образом, в течение Второй мировой войны на вооружение шведской армии поступили все виды бронетанковой техники При создании боевых машин максимально учитывался опыт воюющих стран Европы, однако вполне закономерного отставания шведскому танкостроению избежать не удалось. Вместе с тем, все без исключения шведские танки отличались исключительной надежностью и отработанностью конструкции, что позволяло эксплуатировать их по 15 – 20 лет.


Испытания различных образцов танкеток Carden-Loyd в Швеции. 1920-е годы (вверху). Средний танк Landsverk 10 в экспозиции шведского танкового музея в Аксвелле (справа)





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх