Шу Сенша (средний танк) 2589

Первый японский серийный танк. Разработан арсеналом в г. Осака ("Осака Рику- гун Зохейшо") на базе английского танка "Виккерс" Мк С в 1927 – 1929 гг. Серийное производство осуществлялось арсеналом в Нагойе (основной производитель), заводами "Токио Гасу Дэнки", "Исикавад- Зима Косио" и "Мицубиси". С 1929 по 1937 г. изготовлено 230 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ:

Тип 89А "Чи-ро" – базовый вариант. Представлял собой прямую переделку "Виккерс" Мк С. Корпус и башня клепание. Вооружение: 57-мм пушка "Тип 90" (на первых образцах – 47-мм) и два пулемета в шаровых установках в лобовом листе корпуса и корме башни. Большой люк с двухстворчатой дверью для посадки Экипажа в лобовом листе корпуса справа, люк-лаз в кормовой части башни, командирская башенка конической формы (на машинах ранних выпусков отсутствовал), в кормовой части "хвост".

Тип 89В "Оцу" – сплошной наклонный лобовой лист корпуса с одностворчатой дверью и новая башня. На машинах поздних выпусков – новая командирская башенка, броневые кожухи пулеметов и выхлопных труб. Мелкозвенчатая гусеница. С 1936 г. – дизельный двигатель.

Тип 94 – дизель мощностью 160 л.с., усовершенствованная коробка передач. Смотровой люк механика-водителя перенесен вправо, а шаровая установка курсового пулемета и посадочный люк – влево. Модернизированная ходовая часть.

В 1932 г. в Маньчжурии была сформирована рота в составе двух взводов легких "Оцу", взвода средних 89В "Оцу" и взвода бронеавтомобилей. Тогда же на основе танковой роты 12-й пехотной дивизии, учебной роты пехотной школы и подразделений, дислоцированных в Маньчжурии, началось формирование трех групп средних танков, В 1933 г. в Маньчжурии была развернута смешанная механизированная бригада в составе танкового и мотопехотного полков, рот малых танков и инженерной, взвода химических (огнеметных) машин.

Бригада стала основным опытным соединением японских танковых сил. В феврале 1935 г. сводный отряд бригады – 10 танков 898 "Оцу", один легкий танк "Ха-го", три малых танка 2594, две роты мотопехоты, артиллерийская батарея и инженерный взвод – принял участие в маневрах в районе Большого Хингана. В тот же период танки 2589 стали включаться и в состав морских десантных отрядов (морская пехота).


Средние танки 2589А во время тактических занятий на пересеченной местности на одном из полигонов в Китае (слева и внизу)



Средний танк 2589А. Башня машины развернута назад, командирская башенка откинута. Судя по якорю на лобовом листе и военно-морскому флагу на борту, этот танк принадлежит к составу одного из морских десантных отрядов


Танк 2589А преодолевает ров


В 1935 г. танки смешанной механизированной бригады действовали в районе Шанхая, в 1937 г вместе с 3-м танковым полком – в Северном Китае.

В боях у р.Халхин-Гол в 1939 г. участвовали группа средних танков 2589 (две роты по 10 машин) из состава 3-го танкового полка и группа легких танков "Ха-го", три роты по 10 машин) из 4-го полка. 2 июля 1939 г. в 22.00 средние и легкие танки двинулись в атаку на позиции советских войск на восточном берегу реки. Средние 2589 вместе с пехотой потеснили к реке стрелково-пулеметный батальон 9-й советской мотоброневой бригады и подразделения 149-го мотострелкового полка, дошли до артиллерийских позиций.

Здесь они были встречены огнем артиллерии, танков БТ-5 одной из рот 2-го батальона 11-й танковой бригады и бронеавтомобилей БА-10 разведбата 9-й мотоброневой бригады. Советские танки и бронеавтомобили вели огонь с заранее подготовленных позиций с дистанции 300 – 400 м. Этот бой показал превосходство советских танков и бронемашин, вооруженных 45-мм пушками, в огневой мощи и защищенности. Впоследствии советские танки старались открывать огонь по японцам с максимальной дистанции. В результате японцы стали использовать свои танки в эпизодических ночных атаках, а также в качестве неподвижных окопанных огневых точек а обороне.

По опыту боев у р. Халхин-Гол и последовавших затем учений взамен смешанной бригады были сформированы две танковые бригады (по 98 средних танков 89В "Оцу" и 28 легких танков 2595), включенные в 3-ю и 5-ю армии. В 1942 г., оценив опыт использования германских танков в Европе и Африке, японское командование перешло к созданию более крупных соединений. В Маньчжурии были сформированы две танковые группы (дивизии) двухбригадного состава. Бригада включала два танковых полка, каждый полк в свою очередь имел четыре роты средних танков: три по 15 Тип 2589 и одну из 10 "Чи-ха" или "Шинхото Чи-ха", а также легкие танки. Главной задачей танков типа 89 считалось сопровождение пехоты, а "Шинхото Чи-ха" (с 47-мм пушкой и бронебойными снарядами в боекомплекте) – борьба с танками.



Средний танк 2594. Машины этой модификации легко опознать по измененному положению курсового пулемета


Средний танк 2594. Все отличительные признаки налицо: курсовой пулемет и посадочная дверь справа, место межаника-водителя – слева. Хорошо видна и башня новой формы


Несмотря на явную устарелость, танки 89 воевали и на Филиппинах. Перед вторжением на эти острова в начале 1942 г. 14-я армия получила подразделения 7-го танкового полка, оснащенные средними 89В "Оцу", Тип 94 и легкими "Ха-го". К началу наступления американцев на Филиппины в октябре 1944 г. на о. Лейте находилась 7-я отдельная танковая рота в составе девяти Тип 94 и нескольких "Ха-го". Все эти танки были потеряны в первых же столкновениях с американскими войсками.

В боях с советскими войсками в августе 1945 г. имевшиеся в Маньчжурии танки 2589 практически не участвовали.

На базе танка 2589 были разработаны опытные образцы САУ и инженерной машины. Общая компоновка, форма корпуса, башни и бронеэкранов этого танка легли в основу тяжелого трехбашенного танка Тип 91.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА 89В "Оцу"

БОЕВАЯ МАССА, т: 14.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 5850 (с "хвостом" – 6360), ширина – 2150, высота – 2600, клиренс-480.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Тип 97 калибра 57 мм, 2 пулемета Тип 91 калибра 6,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 2745 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса -17, борт -11, башня -11…15.

ДВИГАТЕЛЬ: "Мицубиси" A(N) 6120 VD, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. (87,6 кВт) при 1800 об/мин

ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач (4 + 1).

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: девять опорных катков на борт (восемь сблокированы попарно в тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах, один каток имел независимую пружинную подвеску), пять поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая с одним гребнем, шириной 305 мм, шаг трака 150 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 27,

ЗАПАС ХОДА, км: 160.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град – 34; ширина рва, м – 2,5; высота

стенки, м – 0,83; глубина брода, м -1,0.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх