БОЛЬШОЕ АФРИКАНСКОЕ САФАРИ


Африка южнее Сахары вот уже более трех десятков лет является ареной непрерывных войн: по началу антиколониальных, затем пограничных, межплеменных, конфессионных и т.д. Авиация в них играла если не ведущую, то во многих случаях видную роль. А поскольку многие страны и движения рассматривались СССР как «братские» л ибо «дружественные», то нет ничего удивительного в том, что на полях боев появились «Стрелы», а потом и «Иглы». Внесли свою лепту и союзники Советского Союза, а также Египет и Китай с копиями «Стрелы» собственного производства. Туда же хлынули потоки контрабандных поставок.

По всей видимости, пальма первенства здесь принадлежит военным формированиям движения ПАИГК, которое в 1963-74 гг. вело борьбу с португальцами за освобождение нынешней Гвинеи-Биссау (тогда - Португальской Гвинеи) от колониального владычества. К началу 1973 года повстанцы прочно владели инициативой и контролировали 2/3 территории колонии. Португальцы были заперты в крупных городах и изолированных крупных гарнизонах. Однако их авиация действовала весьма активно и создавала противнику много проблем.

ПАИГКовцы с «братской помощью» обзавелись многочисленными ЗПУ и МЗА, однако этого было явно недостаточно. В начале 1973 г. у них появились ПЗРК «Стрела-2». Нет точных данных о конкретной дате начала применения нового оружия. По опубликованным в печати сведениям, это произошло во второй половине марта того же года. Об этом говорят резко возросшие потери португальской авиации: согласно коммюнике ПАИГК, с 23 марта по 11 апреля было сбито 10 самолетов противника. О серьезном увеличении потерь свидетельствуют следующие примеры. За два предыдущих года, в 1971-1972, до появления в армии ПАИГК ПЗРК, было сбито соответственно 7 и 3 летательных аппарата португальцев. А уже первые за 10 дней марта португальские ВВС потеряли от огня ПВО 4 самолета: по одному Фиат G-91 и Т-6, остальные - Дорнье Do-27. Из них как минимум два, вт.ч. и G-91, сбиты при помощи ПЗРК.

Согласно официальному коммюнике военного командования ПАИГК, ПВО фронта, в основном при помощи ПЗРК, с марта по октябрь 1973 г. сбило около 30 португальских самолета. Возможно, что их число несколько преувеличено, а часть из этих машин была просто повреждена и смогла дотянуть до своих аэродромов, но нет сомнений в том, что португальскому командованию стало ясно: оно лишилось своего последнего козыря - господства в воздухе.

В апреле 1974 г. в Португалии произошла революция, диктаторский режим был свергнут, а бывшие колонии обрели независимость. К этому времени гвинейцы при помощи «Стрел» сбили еще несколько машин противника в т.ч. одну - в январе 1974 г. при разгроме укреплагеря в Коно.

В длящейся с 1975 года гражданской войне в Анголе ПЗРК «Стрела-2/2М/3» и «Игла» применялись практически всеми воюющими сторонами: правительственными и кубинскими войсками, а также намибийскими партизанами организации СВАПО, с одной стороны, и, как трофеи, формированиями движения УНИТА и южноафриканскими войсками - с другой.

УНИТовцы одно время были получателями и китайской военной помощи, в состав которой входили и комплексы HN-5C. Правда, они же получали от американцев ПЗРК «Ред Ай» и «Стингер».

Сначала об анголо-кубинских войсках. Здесь трудно конкретно что-либо сказать, основываясь на официальных коммюнике, дошедших до нас, поскольку в них просто говорилось о том, что самолеты и вертолеты противника сбивались либо «зенитчиками», либо «наземным огнем».

В это число входят, например, 7 машин различных типов («Канберра», «Бакенир», «Мираж III», «Мираж F-1»), уничтоженные ПВО в марте 1979 г., вертолеты «Пума», сбитые соответственно 23 июня 1980 г. и 10 августа 1982 г. Эти потери унесли жизни 30 южноафриканцев.

ВВР ЮАР представили свою статистику. Согласно ей, по летательным аппаратам с антилопой импала в пятиконечной звезде с 1978 по начало 1988 гг. было зафиксировано в Анголе 255 пусков ПЗРК «Стрела-2», из них 65 % - по вертолетам. Отмечено 5 попаданий. Сбит штурмовик «Импала», среди поврежденной техники - несколько «Миражей» и одна транспортная «Дакота». Еще ниже оценивалась эффективность (точнее, подготовка стрелков) ПЗРК «Игла», при помощи которыхудалось лишь повредить легкий транспортник «Куду».

Правда, независимые источники дают несколько иные сведения. Указывалось, что на заключительном этапе участия южноафриканских войск в ангольских боях, с октября 1987 г. по март 1988 г., от наземного огня - главным образом ПЗРК - было потеряно не менее четырех самолетов, из них два «Мираж F-1»разбились при посадке после полученных от «Стрел» либо «Игл» повреждений. В одном случае летчик был ранен, в другом - погиб.

По другим данным было выпущено 450 ЗУР и сбито 9 летательных аппаратов.

Партизанам Намибии успех сопутствовал 3 января 1987 года - удалось сбить вертолет «Алуэтт-lll». Все четыре человека, находившиеся на борту, погибли. Однако случались у кубинцев и проколы. Так, 27 апреля 1988 г. на Юге из-за ошибки в идентификации расчет ПЗРК сбил Ан-26 ВВС Кубы. Погибли 26 находившихся на борту пассажиров и члены экипажа.

*По информации КБ «Факел» F-117 сбитЗРК«ОСА-АК». Прим. редакции.


Комплексы «Стрела-2» (справа) и «Игла» активно использовались кубинским контингентом в Анголе


Судя по опубликованным данным, весьма успешно свои ПЗРК, как трофейные, так и полученные от союзников применяют бойцы УНИТА. Согласно официальным коммюнике этой организации ее силы ПВО в период с 1985 по 1986 гг. сбили около 200 кубинских и правительственных самолетов и вертолетов, как военных, так и гражданских. Не менее трех десятков было поражено до 1985 г. Основная доля этих успехов была достигнута при помощи ПЗРК. Среди сбитых аппаратов - истребители МиГ-21, МиГ-23, вертолеты Ми-8 и Ми-25, атакже транспортные Ан-26. Встречаются Ан-12, CASA-212 испанского производства, французские вертолеты «Алуэтт-Ш».

Нет смысла перечислять все факты, но кое-какие примеры можно привести.

Так, в ходе боев за город Касинго осенью 1984 г. формирования УНИТА с помощью трофейных зенитных пушек и ПЗРК сбили в период с 1 сентября по 12 октября 18 кубинских и правительственных самолетов и вертолетов в т.ч. четыре МиГ-21 и два МиГ-23.

Через год, в октябре-ноябре 1985 г. в ходе боев за г. Мавинго от наземного огня потеряно не менее 20 машин в т.ч. один МиГ-23, четыре МиГ-21, шесть «Алуэтт-Ш», несколько Ми-8 и Ми-25. В конце этого года, 9 декабря, сбито по одному Ми-8 и МиГ-23У. Погибло не менее 5 человек. Достаточный резонанс получил один из успешных пусков, произведенный 27 октября 1987 г., когда в районе г. Менонге был поражен кубинский МиГ-23У. Катапультировавшиеся летчики, полковник Мануэль Гарсиас и капитан Рамос Какадос, попали в плен.

В октябре 1987 г. - марте 1988 г. вокруг г. Куито-Квенавале велись ожесточенные бои, имевшие решающее значение для будущего Юга Африки. Входе ихУНИТовцы захватили большое количество ПЗРК «Игла». Поданным западных наблюдателей, при помощи этих комплексов было сбито не менее 30 самолетов и вертолетов.

Конец 80-х гг. ознаменовался выходом ЮАР из этой войны, а начало 90-х - положительными подвижками во внутри- ангольском мирном процессе, попытками наладить диалог между правительством в Луанде и УНИТА. Тем не менее, руководство ангольской оппозиции неоднократно срывало достигнутые договоренности. Это отражалось и на воздушной войне. В 1990 г. от наземного огня потеряно 18 самолетов и вертолетов. Однако в 1991 г. мир становился более прочным. За этот год сбито всего 2 самолета: 22 февраля у г. Казамбо Ан-26 ВВС Анголы (погибло 47 человек) и 16 марта Локхид L- 100 (гражданский вариант С-130) гражданской авиакомпании Transafrik (погибло 9 человек). 28 сентября 1992 г. ПЗРК поражен российский Ми-8, выполнявший задание в рамках миссии ООН. Погибло 14человек.

В 1994 г. 9 самолетов и вертолетов было сбито и повреждено УНИТА, вт.ч. 2 МиГ-23У, по одному Су-22 и Ил-76.

В настоящее время количество ПЗРК формирований УНИТА оценивается примерно в два десятка. Поскольку открытая поддержка организации запрещена, она организовала закупки, в т.ч. и зенитных комплексов, на мировом «черном рынке» вооружений. В прессе встречаются утверждения, что приобретенный товар доставлялся на территорию, контролируемую УНИТовцами на борту самолетов небольших российских либо местных компаний.

В 1968-1979 г. в бывшей Южной Родезии (ныне Зимбабве) шла ожесточенная партизанская война. Противниками были режим белого меньшинства, поддерживаемый Южно- Африканской Республикой, с одной стороны, и повстанческие движения ЗАНУ и ЗАПУ - с другой. Обширная территория малонаселенной страны весьма способствовала успешным действиям небольших достаточно мобильных партизанских отрядов. Родезийцы же сделали основную ставку на авиацию, которая занималась очень многим: от ведения разведки и переброски отрядов местного «спецназа», до нанесения ударов по подразделениям противника, а также по лагерям повстанцев, расположенных в соседних странах. Надо сказать, что действия родезийских и южноафриканских ВВС сильно «допекали» партизан. В некоторых случаях их отряды полностью уничтожались с воздуха.

Африканцы пытались как-то организовать противодействие: обстреливали родезийские аэродромы, вели борьбу с налетами авиации при помощи огня стрелкового оружия. В 1972-74 г. г. им удалось сбить тридцать самолетов противника.

Нет точных данных о времени появления у зимбабвийцев ПЗРК, однако несколько операций, проведенных с их помощью, имели международный резонанс.

Дело в том, что руководство ЗАПУ решило начать борьбу с самолетом родезийской гражданской авиации, мотивируя это тем, что в результате налетов ВВС Южной Родезии на лагеря беженцев в Замбии, Мозамбике, и Анголе гибнет большое количество мирного населения. Тем более, что режим в Солсбери признан в ООН незаконным, и против него объявлены многочисленные санкции. Поэтому уничтожение родезийских лайнеров не будет являться преступлением.

Первая операция была проведена 3 сентября 1978 г.. В этот день партизаны организовали засаду в районе аэропорта Кариба и сбили на взлете двухмоторный «Вайкунт» авиакомпании Air Rhodesia. Из 56 находившихся на борту человек пережило катастрофу лишь восемь.

Нечто подобное повторилось 12 февраля следующего года в районе этого же аэропорта - двумя ракетами через пять минут после взлета был сбит еще один «Вайкунт».Погибло пять человек экипажа и 54 пассажира. Эти потери вынудили руководство авиакомпании снять с линии турбовинтовые машины и пустить вместо них старенькие DC-3 с поршневыми двигателями, которые имели более слабый выхлоп, чем уничтоженные лайнеры. Поэтому ИК ГСН «Стрелы»гораздо труднее стало осуществлять захват цели.


«Стрела-3», используемая формированиями УНИТА. Август 1988 г.


Партизаны широко применяли ПЗРК при защите лагерей от налетов вражеской авиации. А родезийцы не оставляли безнаказанной любую операцию и наносили т.н. «удары возмездия». В октябре 1978 г., отражая налеты на лагеря в Замбии, партизаны сбили самолет и вертолет.

В феврале 1979 г. началась эскалация нанесения ударов по замбийским лагерям. Партизанское командование заявило, что при отражении налетов ракетчиками сбито два самолета, а их экипажи погибли. Родезийцы потерь не признали.

Правда, позже была опубликована информация о том, что ПЗРК сбито в ходе войны два «Хантера».

Бывали и проколы. Так, в ходе одного из родезийских налетов в начале марта 1979 г. в воздухе появилась пара замбийских штурмовиков MB 326. Партизанские расчеты приняли их за вражеские машины и произвели пуск ракет. Оба самолета были сбиты.

Одновременно с ангольской шла гражданская война и в другой бывшей португальской колонии - Мозамбике. Здесь, с одной стороны, сражались правительственные войска, с другой стороны - вооруженные формирования организации РЕНА- МО. Поскольку на территории страны размещались военные лагеря организаций ЗАНУ и ЗАПУ, ведущей борьбу в соседней Южной Родезии, то по объектам в Мозамбике время от времени наносила удары южнородезийская авиация. После образования независимой Зимбабве своеобразную эстафету от родезийцев переняли южноафриканцы, и вплоть до нормализации взаимоотношений между двумя странами ВВС ЮАР совершали налеты на территорию Мозамбика. Кроме того, транспортные самолеты совершали рейсы с посадками в районах, контролируемых РЕНАМОвцами.

Помощь Мозамбику оказывали соседи: Зимбабве, Малайзия, Танзания. Войска этих стран, в т.ч. и авиация, принимали участие в боевых операциях.

ПЗРК советского производства в этих боях применялись как правительственными войсками, так и оппозиционерами. Последним они доставались в основном в качестве трофеев, совсем немного поставляли «зарубежные друзья».

Надо сказать, что кроме самого факта применения комплексов в мозамбикской войне, данные о боевых пусках и боевых примерах отсутствуют. Это связано с тем, что стороны приписывали победы просто «наземной ПВО».В некоторых случаях самолеты и вертолеты просто не возвращались с боевых вылетов, исчезая без вести.

Можно привести несколько общих цифр. Так, согласно официальным коммюнике министерства обороны в Мапуту, мозамбикцам удалось сбить до десятка родезийских самолетов и вертолетов. Правда, родезийцы не все эти потери признали.

Что касается южноафриканцев, то они потеряли от воздействия противника лишь один БПЛА, сбитый 30 мая 1983 г.

Столь же низкую результативность можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, недостаточным уровнем подготовки стрелков-зенитчиков.

Во-вторых, уж слишком забюрократизирована была система примянтия решений в мозамбикской армии: после получения сведений о появлении авиации противника должны были дойти до генштаба в Мапуту, а оттуда - соответствующее ц.у. по столь же длинной цепочке к исполнителям. Пока «суд да дело», самолеты противника успевали сделать свое дело и уйти. В-третьих южноафриканцы выбирали тактику, использование которой вело к минимальным потерям. Например, 23 мая 1983 г. группа «Импал» атаковала учебный лагерь Африкан

ского национального конгресса в окрестностях Мапуту в ответ на совершенный накануне рейд партизан. Был выбран момент, когда в воздухе находились гражданские авиалайнеры. Посему невозможно было производить пуски ПЗРК. Штурмовики потерь не понесли.

Что касается операций против РЕНАМО, то ВВС Мозамбика в ходе войны потеряли около тридцати летательных аппаратов, в основном Ми-8. Зимбабвийцы потеряли до шести вертолетов «Алуэтт-Ш».

После обретения независимости центральноафриканским государством Чад в этой стране мир не наступил. Проживающие на севере племена начали вооруженную борьбу против центрального правительства, пользовавшегося французской поддержкой. После прихода к власти в соседней Ливии полковника Каддафи, северяне, организовавшиеся в движение ФРОЛИНАТ, начали получать значительную помощь от соседа. Так в их распоряжении и появились ПЗРК «Стрела-2».

Положение правительства генерала Муаплума становилось все более сложным, и французы начали напрямую вмешиваться в ход боевых действий. Так, в мае 1978 г. упорные бои между отрядами ФРОЛИНАТ и правительственными войсками разгорелись в районе оазиса Ати. 31 мая «Ягуары» 11-й АЭ ВВС Франции, базировавшиеся в Дакаре, нанесли удар по позициям северян. Те же применили «Стрелы», сбив один из самолетов. Полученный урок вынудил французов в дальнейшем действовать более осторожно. Забегая вперед, следует отметить, что в тех редких боевых столкновениях, где французы принимали непосредственное участие, они избегали применять над полем боя свою авиацию, получив информацию о наличии у противника ПЗРК. В таких случаях вертолеты выполняли лишь транспортные перевозки, самолеты лишь изредка совершали боевые вылеты для совершения ответных ударов.

Этот «Ягуар» был единственным боевым самолетом, потерянным французами и их союзниками в Чаде. Однако история совершила свой очередной кульбит…

В 1979 г. северяне, вкупе с южными повстанцами одержали победу, захватив власть в стране. Но вскоре между бывшими союзниками возникли трения по поводу дележа власти, переросшие в вооруженное столкновение, а затем - в новую войну.

Северная группировка под руководством Гукуни Уэдцеем получила прямую военную поддержку от Ливии и изгнала южан во главе с их лидером Хиссеном Хабре из столицы страны, - Нджамены.

Сторонники Хабре получили помощь оружием и специалистами из США, Франции, Ирака, Египта, Заира.

Резко возросли возможности их ПВО, получившей целую гамму ПЗРК: советские «Стрелы» и их египетский аналог «Айн Сакр», американские «Ред Ай» и «Стингер». Неудивительно, что силы Хабре смогли вновь овладеть Нджаменой и половиной территории страны.

Время от времени вспыхивающие боевые действия закончились победой южан, несмотря на мощное участие на стороне сил Уэддей Ливии, в т.ч. и ее ВВС.

Очередная военная компания развернулась летом 1983 г. Одним из мест ожесточенных боев был укрепрайон Файя- Ларжо, удерживаемый войсками Хабре. Ливийцы (фактически на данном этапе они вели войну) для овладения столь важным пунктом не жалели усилий, выделив для этих целей мощную авиагруппировку - до сорока машин. Авиаудары наносились практически непрерывно. 6 августа на Файя совершила налет группа из 16 ливийских Су-22, вылетевших с авиабазы в полосе Аузу. ПВО Хабре добилось успеха: удачно выпущенной «Стрелой» был сбит самолет ведущего. Летчику, имевшему звание майора, удалось спастись. Он был пленен и на допросе дал ценные сведения. Решающий характер бои приняли в 1987 году. 22 марта войска Хабре захватили ливийскую авиабазу Уади-Дум, расположенную на территории Чада. В числе богатых трофеев было и большое число ПЗРК.

В августе чадцы совершили рейд в спорную полосу Аузу и захватили очередную авиабазу противника. Отбивая с 17 по 23 авп/ста ливийские контратаки им удалось сбить 9 самолетов огнем ПЗРК и вертолетов. Среди применявшихся средств поражения назывались и «Стрелы».


Хвостовая часть «Дакоты» ВВС ЮАР, поврежденная


Они же были использованы в ходе налета на ливийскую авиабазу Маатен-эс-Сара, когда в воздухе были сбиты 3 МиГа и один вертолет. На земле было уничтожено до двух десятков самолетов и вертолетов. Все это привело к тому, что полковник Каддафи осознал всю бесперспективность «чадской идеи», военные действия прекратились, и между сторонами вскоре было подписано соглашение о прекращении огня.

В июле 1977 г. сомалийский лидер генерал Мухаммед Сиат Барре решил материализовать территориальные притязания к Эфиопии и двинул свои войска в приграничную эфиопскую область Огаден.

Армия Сомали была вооружена советским оружием, в ее небедном арсенале имелись также ПЗРК. На страницах печати отмечался случай их успешного применения: 21 июля был сбит военно-транспортный С-47 ВВС Эфиопии. Вполне вероятны и другие удачные пуски ракет, однако по ним данные отсутствуют. Не исключено, что их добычей стали некоторые из 20 эфиопских самолетов, сбитых сомалийцами к началу августа. Правда, независимые наблюдатели назвали это число маловероятным.

Эфиопы с начала вражеского вторжения получили действенную поддержку от СССР, Кубы и некоторых других государств. Среди крупных партий прибывших в страну вооружений были и «Стрелы».

Эфиопские средства ПВО за 3 недели боев сбили 23 сомалийских самолета, но количество удачных пусков ракет ПЗРК неизвестно.

После таких потерь (фактически половина боевого состава ВВС Сомали) генерал Барре привлекал авиацию лишь для ПВО территории страны, и в первую очередь столицы - Могадишо.

После поражения в Огадене правящий режим начал расшатываться от становившихся все более чувствительными ударов отрядов вооруженной оппозиции, в распоряжении которых было значительное количество ПЗРК, главным образом «Стрел», хотя имелось небольшое число западных образцов. При помощи этого оружия отряды сомалийского национального движения в 1989 г. сбили в районе г. Харгейса 2 правительственных F-6 (экспортный вариант МиГ-19 китайского производства) и в январе 1990 г. - один Ан-24.

Доставалось и самолетам гражданской авиации. Так, 28 июня 1989 г. подХаргейсой был сбит пассажирский «Фоккер F-27» компании Somali Airways. Погибли находившиеся на борту 7 членов экипажа и 23 пассажира.

Вскоре генерал лишился власти, повстанцы победили и… вступили в ожесточенную междуусобную борьбу. Когда в Сомали в 1993 г. прибыли войска ООН, они опасались применения вооруженными клановыми формированиями ПЗРК против своей авиации. Однако комплексы частью были израсходованы в боях с войсками Барре, а частью пришли в небоеспособное состояние по причине «умелого» хранения.

Союзниками отмечалось использование против их вертолетов сомалийцами в последующих вооруженных столкновениях лишь стрелкового оружия: автоматов, пулеметов, РПГ. При помощи этих средств и было сбито 3 «Блек Хока».

… Не лучше обстояли дела и у эфиопского «красного негуса» - Менгисту Хайле Мариама. Помимо внешней угрозы сильную «головную боль» вызывал «враг внутренний». В первом ряду стояла доставшаяся как императорское наследие - война в Эритрее, жители которой добивались независимости от Аддис-Абебы.

«Мудрая» руководящая политика товарища Менгисту вызвала к жизни повстанческие движения в ряде других провинций.

Оружие все эти группировки приобретали на мировом «черном рынке» вооружений, захватывали у правительственных войск. Ощутимую поддержку эритрейцам оказывали исламские страны. Нет ничего удивительного в том, что у повстанцев появились ПЗРК, что повысило потенциал их ПВО в борьбе с правительственной авиацией.

Не исключено, что первые зенитные комплексы оказались в распоряжении эритрейцев еще в середине 70-х гг. (возможно, получены из Египта), при их помощи могли быть сбиты некоторые из 7 самолетов, потерянных ВВС Эфиопии в приморской провинции в 1975 г.

О дальнейших успехах сведений мало. Либо их поначалу было немного, либо они не публиковались на страницах печати. Высказывалось предположение, что при помощи ПЗРК в Эритрее сбит 16 мая 1981 г. МиГ-21 (летчик спасся), а 14 января 1982 г. - Ан-26. В последнем случае погибли 73 находившихся на борту транспортника человека.

В феврале-марте 1990 г. войска Менгисту потерпели тяжелое поражение в боях за эритрейскую столицу - г. Асмара. ВВС оказывали своим войскам посильную поддержку, однако повстанцы смогли нанести им ощутимые потери, сбив при помощи ПЗРК 3 самолета: 28 февраля МиГ-21, а 2 марта - два МиГ-23. Во всех случаях летчики погибли.

Накануне краха правившего в Эфиопии режима весной 1991 г. отмечены успешные пуски повстанческих «Стрел», вычеркнувших из списка ВВС еще 2 МиГ-23: один - 30 марта, другой - 14 мая.

Бесконечно долго, хотя и с отдельными перерывами длится война в Южном Судане, где местное население, исповедующее христианство либо языческие культы, оказывает сопротивление центральной власти, проводящей жесткую политику последовательной исламизации.

Длительное время правительственные войска обходились поддержкой скромных авиационных сил, которые в зоне боевых операций были представлены в основном противоповстанческими «Провостами», «Джет Провостами», «Страйк мастерами», вспомогательными самолетами и вертолетами. Поначалу этого было достаточно, однако со временем боевая мощь повстанческих формирований заметно возросла, и суданскому руководству пришлось отправить на Юг практически весь боевой состав своих ВВС. Однако южане не сидели сложа руки и, благодаря закупкам на мировом «черном рынке» вооружений а также поставкам из дружественных стран (Эфиопии, Эритреи, Израиля), их арсенал пополнился большим количеством ПЗРК (в основном типа «Стрела-2»), активное применение которых резко осложнило жизнь суданских ВВС.

В результате применения этого оружия правительственная авиация с 1987 г. потеряла не менее 12 самолетов и вертолетов. Вот лишь некоторые факты успешного использования южанами малых зенитных ракет: 4 февраля 1988 г. в районе н.п. Джуба сбит реактивный истребитель, по всей видимости F-6 (МиГ-19). 13 мая 1987 г. сбит транспортный С-130. Погибло 5 человек.

9 января 1990 г. в районе Каджо-Каджи уничтожен Ан-26 (в источниках нет единогласия: некоторые из них говорят об Ан-24).

18 июля 1992 г. правительственные ВВС недосчитались вертолета (тип не сообщался), а через три дня - истребителя МиГ-21 и вертолета Ми-8.

28 декабря 1996 г. южные ракетчики «сняли» еще одну винтокрылую машину неустановленного типа.

Среди сбитых самолетов - ряд машин других типов: по три F-5E и МиГ-23, а также по одному DHC-5 Buffalo и Фоккер F-27M Troopship.

Но, как водится в войнах, помимо военных в них достается гражданским лицам и организациям.

Ведущая южная организация - Народная Армия Освобождения Судана - заявила о том, что она намерена применять оружие против гражданских самолетов, несмотря на то, что многие из них занимались доставкой гуманитарной помощи многострадальному мирному населению. Мотивировалось подобное решение тем, что на доставляемый груз все равно накладывают лапу «суданские власти» и людям она не достанется. А пассажирские перевозки, по сути дела, являются воинскими.

Угроза была материализована 16 августа 1986 г., когда ПЗРК был сбит F-27 авиакампании Sudan Airways в районе н.п. Малакал. Погибли экипаж и пассажиры - всего 60 человек.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх