Ключ к 4 тому

…Я там, где ребята толковые…

(Из песни ВИА «Пламя»)

…Мне важно установить то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всем том, что внешне герои, казалось бы терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке.

(Андрей Тарковский, о фильме «Сталкер»)

В дни, когда я пишу эти строки и когда работа над четвертым томом, в основном, завершена (апрель 2002 г.) исполняется маленький юбилей: ровно пять лет назад я решил писать книгу о российских духовных искателях и начал собирать первые материалы. И, хотя мнения о книге — самые противоречивые, я не могу не отметить тот факт, что она каким-то образом внесла изменения в судьбы многих ее героев — Хроников, в мою судьбу, в судьбы некоторых читателей (насколько я могу судить по письмам и устным отзывам). События очевидны. На удачу они или на беду? — Слышал я и читал и одно и другое мнения. — Взгляды с разных сторон…

Да, именно так я и назвал этот том, и это не только название. Это — позиция. Для меня эта книга — не просто рассказы о замечательных людях. Это — действие, вызов. Вызов, который бросает мне судьба. Вызов, который я бросаю судьбе. Вызов, который я бросаю духовным искателям и тем, кто только начинает задумываться о духовном поиске. Именно поэтому каждая отдельная глава, вынутая из контекста, имеет гораздо меньше смысла, чем все, взятое вместе и именно в той последовательности, которая предлагается. Со всеми противоречиями, разногласиями героев книги, с тем, что кто-то оказался вам близок и вы поверили, что он-то как раз настоящий Мастер, кто-то, наоборот показался идиотом, а кто-то просто был неинтересен. Впервые за четыре тома я пробую дать намек на ключ к книге, как к действию, как к практике, а не как к просто любопытной информации: постарайтесь пройти дальше симпатий и антипатий, попробуйте увидеть противоречивые точки зрения одномоментно, не сливаясь с одними и не отгораживаясь от других, — может быть тогда вы почувствуете тот драматический накал, который побудит вас искать свой собственный, ни на что не похожий, уникальный Путь. А может быть вы, наоборот, познаете счастье в том следовать за кем-то, или же вообще ничем не выделяться от окружающих… Естественно, книжка — только повод для самостоятельной работы души, вернее — шанс, чтобы этот повод появился.

Во, как пафосно я начал! Я вам, дескать, дамы и господа, шанс даю! Вызов бросаю и все такое…

Однако, продолжим. Действительно, после написания первого тома, мне стало ясно, что есть, по крайней мере, два направления для дальнейшего развития темы. Первое — это создать некую энциклопедию, куда методично заносить всех, кто как-то выделился на тучной нынче ниве эзотерики и мистики. Дело и полезное и доходное на много лет. Второе — пытаться каждый раз выйти на какое-то новое качество, не летопись писать, а находить, проявлять и расшатывать стереотипы восприятия (которые у эзотерика, особенно у продвинутого — все более хитрые и изощренные). Никуда не попрешь — действительно вызов получается!

И решил я, что для четвертого тома не буду людей искать специально, а буду просто ждать, пока интуиция не подтолкнет нажать кнопку диктофона. А встреч с самобытными и замечательными людьми — чем дальше, тем больше. И со всех сторон доносится от читателей: «Ну как же, — ты про такого-то до сих пор не написал!». Некоторые продвинутые товарищи косвенными путями (приятно, что не прямо) намекали: мол, а не хочешь ли ты со мной для книги пообщаться? Да и как любит выражаться один мой приятель: «по пространству летали возгласы» — «А как же я?» Ну, да к чести многих действительно замечательных людей сказать, — такого было мало. Кому нужно — и сам про себя неплохо напишет.

Так вот, встреч и возможностей много, а рука на кнопку диктофона все не жмет. Ждет чего-то. А потом, вдруг, разговор с кем-то, про кого и не думал — и понимаю — «Вот оно!». Встречались мне и люди, про которых писать, что называется, рука не поднималась по другим причинам. Потрясающие люди, но настолько внешне прост и банален их Путь, что и писать-то вроде не о чем… Совершенно по-новому стал я воспринимать многих людей, которых знал уже много лет. Многие из них, кстати, попали на страницы этого тома. Не потому, что они мои друзья и я им хочу составить протекцию. Ведь «Хроники» — это не реклама. Просто случилось так, что именно эти люди поднимали темы, которые были интересны и актуальны для меня и, кроме того, давали именно взгляды с разных сторон, обнажали противоречия, взламывали сложившиеся стереотипы, типичные для многих духовных искателей, рассказывали о своем опыте, который иногда похож на бред и ни в какие ворота не лезет…

Герои четвертого тома, за небольшим исключением, люди более молодые, чем те, о ком я писал в первом и втором томах. Это люди моего поколения, — те кому 35–40. Я считаю, что все они становятся в тот же ряд самобытных и уникальных российских Мастеров, что и «старая гвардия». Более того, я встречал совсем молодых людей из поколения двадцатилетних, которые совсем скоро дадут «фору» всем «старикам», коим предстоит в связи с этим пройти «испытание Сальери»[1].

Вернемся к основному тезису: взгляды с разных сторон. Так случилось, что у меня сложилось определенное амплуа, как у консультанта, то есть, человека, который ведет семинары, группы и к которому обращаются люди за консультациями. Так вот, последние несколько лет основные вопросы и темы по которым я консультирую, это вопросы выбора Пути, начала Пути, вопросы смысловые, вопросы выбора, противоречия системы ценностей… Даже, если начинается консультация с какой-то проблематики, с психотерапевтической проблемы, то часто дело идет к выходу на систему ценностей, на смысловые вопросы, на предельное «Зачем?», на сверхзадачу, на индивидуальный Путь. И мое амплуа (которое проявилось в результате ли Дара, в результате ли опыта или в сочетании этих факторов) можно назвать «режиссура жизненного Пути». Как-то получается у меня, пройдя в жизни человека «по касательной» — от одной встречи до консультационного и группового сопровождения год — два (и не становясь для него Учителем по жизни), помочь ему соприкоснуться с тем, что можно назвать «пробуждение души» и «работа души». А это и есть та веха, с которой, на мой взгляд, начинается осознанный Путь, духовный поиск. Небольшое отступление по ходу: недавно видел я анкету в одном эзотерическом центре. В анкете вопрос: «Какими духовными практиками вы занимаетесь? (подчеркнуть): йога, медитация, дыхание, вегетарианство (!!? — это я, извиняюсь, не утерпел, вставился), астрология, целительство…» — И смех, и грех!!! Можно ежедневно сидеть в йоговских асанах, правильно дышать, сосредотачивать внимание где угодно и как угодно — к духовной практике это не будет иметь никакого отношения. Упражнения, специальные условия могут создать некие благоприятные условия, чтобы душа проснулась и включилась в работу, но могут и никогда ни к чему подобному не привести. Работа души — это таинство. Я видел довольно многих людей, живых в полном смысле этого слова, душа которых пробудилась от сна, и я пытался найти некий инвариант — что же общего в них? Что привело их к пробуждению души? Они ведь такие разные, подход каждого неповторим и уникален, — кто-то упорно сидит в позе лотоса и большую часть дня занят некой специальной практикой, а кто-то и согнуться толком не может. Один сидит на строжайшей диете, а другой ест все подряд и запивает водочкой. Один здоров как бык, другой — еле-еле душа в теле. Один бежит от социума, другой, наоборот, участвует в социальной жизни изо всех сил. И нет универсального рецепта, который гарантировал бы лично тебе пробуждения души, то есть того, с чего Путь только начинается…

Хотя, один инвариант я, пожалуй обнаружил. Это пока только гипотеза, но во многих случаях я ей пользуюсь и для себя, и как консультант, — и она срабатывает. Это не метод и не практика, поэтому ей нельзя научить. Ей можно научиться (научить себя!). Другой человек может только подтолкнуть в этом направлении. А инвариант этот таков: для пробуждения души одним из необходимых условий (не обязательно достаточным) является некая степень драматизма. Драматизма — не в смысле встряски или стресса, а в смысле повышения значимости происходящего. Один из путей драматизации — обнажение непримиримых противоречий, когда каждая сторона противоречия полагается равнозначимой и истинной. В проявленном мире, который по сути своей дуален, далеко ходить за такими противоречиями не нужно, — они на каждом шагу. Дело в том, что мы привыкли вытеснять или отодвигать одну сторону и принимать другую. Так проще, яснее и стабильнее. Попробуйте вытащить и вторую часть противоречия (бинера) и принять обе, как одновременно сосуществующие истины. Например: А) нет никаких реинкарнаций и жизни после смерти, Б) существует жизнь после смерти и реинкарнации; А) Мир УЖЕ совершенен такой как он есть Б) Мир несправедлив и жесток; А) В духовном поиске не обойтись без Учителя; Б) Учитель — только помеха для искателя… Естественно, просто перечисляя такие бинеры мы лишь будем упражняться в интеллектуальных играх. Но, для каждого человека есть некое противоречие, которое в его жизни, в его ситуации лежит почти на поверхности и, будучи обозначено в неком эмоциональном диалоге, — заденет за живое, и включится тогда уже весь организм — от тела до системы ценностей. Как же так? — Зацепило! Вот тогда-то и будет накал драматизма, и придется душе пробуждаться и трудиться, чтобы не вытеснить опять одну из частей противоречия, а предстоять перед ними обоими, обнаженными, в трепетном созерцании и безмолвном восторге…

Вот поэтому и взгляды с разных сторон…

Ну и что, — вроде бы разжевал я все, но ключ не дал все равно.

Ну, скажу я фразу, что лично мое субъективное переживание многих противоречий нашего дуального мира сейчас можно выразить такими словами: Жизнь и Смерть — Тайна. Обнаженное, беззащитное предстояние перед этой Тайной — наивысший человеческий удел — наивысшая удача, возвышенный, иногда скорбный, отчаянный и страшный, иногда же — прекраснейший жребий нашей судьбы… (Надеюсь, что это не окончательная формула).

Но, это выражение моего переживания и, даже если вы согласитесь с его поэтическим звучанием и некой экзистенциальной таковостью, — оно ничего, кроме еще одной фразы для «общего развития» не даст лично вам, пока вы не отыщите СВОЮ формулу, СВОЙ ключ…

Хотя, может быть тексты, приводимые ниже, будут еще одним поводом для ваших поисков…

«Теперь он чувствовал, что перед ним удавшаяся и необычная работа, суть которой не в успешном воспроизведении увиденного, но в том, что некое мгновение равнодушного, загадочного бытия и жития Природы прорвалось сквозь прозрачную поверхность его картины, и от нее вдруг повеяло неукротимым, могучим дыханием подлинной жизни.»

(Герман Гессе «Конская круча»)

Примечания:



1

Здесь я имею в виду ситуацию Сальери, которую Пушкин в «Маленьких трагедиях» выразил в словах Сальери: «О небо! Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений — не в награду самоотверженья, трудов, усердия, молений послан — а озаряет голову безумца, гуляки праздного?… О Моцарт, Моцарт!»







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх