ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом я завершу демонстрацию странных явлений и личностей, с которыми я встречалась в странствиях по Востоку и Западу; этот перечень мог бы быть более обширным, и, возможно, когда-нибудь я его дополню[145].

Нетрудно заметить, что в этих любителях экстравагантных «занятий» таятся ростки духовности и мудрости, сколь бы скрытыми или искаженными они ни были. Поэтому, остерегаясь примитивного легковерия, мы не должны ничего отвергать априори. Существует порог, за которым начинается Непознанное; не следует переступать его без факела разума и терять бдительность.

Вот где обретают смысл слова из «Гамлета»: «И в небе, и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио».


Примечания:



1

Для жителей Брюсселя Кембрийский лес — столь же излюбленное место для прогулок, как и Булонский лес — для парижан.


(примечание сканировщика:

Сноски без звездочки являются примечаниями автора, Александры Давид-Неэль. В бумажном издании давались внизу страницы.

Сноски со звездочкой - примечания переводчика, Норы Крейн. В бумажном издании располагались после текста.)



14

Много лет спустя мне довелось увидеть нечто подобное в Калькутте, где проходила выставка рисунков и картин Рабиндраната Тагора. Мало кто знает, что знаменитый поэт был также художником. Не вызывало сомнений, что чисто художественная ценность многочисленных экспонировавшихся работ представляет второстепенный интерес, и внимание в первую очередь привлекает их оккультный характер, т. е. те видения из кошмарных снов, что были на них изображены. Тагор вдохнул жизнь в окружающие нас предметы, которые мы считаем неодушевленными, наделил их сознанием, волей и какой-то дьявольской неприязнью к людям... Два дома, расположенные напротив друг друга на узкой извилистой улочке, выказывали желание сблизиться, чтобы стиснуть, раздавить одинокого прохожего, а фонарь поблизости ухмылялся, предвкушая скорую трагедию. На другой картине деревья тянули корявые, похожие на щупальца ветви к парочке, отдыхавшей под их сенью и не подозревавшей о нависшей над ней угрозе. Особенно мне запомнилось кресло, высокая спинка и подлокотники которого с невыразимой ненавистью поджидали того, кому вздумается в него сесть. Какую пытку уготовил этому несчастному резной орнамент, венчавший спинку кресла?.. Тагор посчитал, что не следует придавать ему даже едва уловимые человеческие или звериные черты, тем не менее он производил впечатление головы монстра, подстерегающего жертву. Так же обстояло дело с другими частями кресла; подлокотники были изогнуты таким образом, что становилось ясно: это руки, готовые схватить и зажать в тиски неосторожного человека, ко­торый окажется между ними. На всех выставленных по­лотнах растительная или неорганическая природа, все то, что окружает нас и кажется нам неодушевленным, было наделено интенсивной внутренней жизнью и одержимо ненавистью к человечеству. Как узрел это провидец?..



145

Александра Давид-Неэль не смогла осуществить этот замысел. Она умерла в Дине 8 сентября 1969 г. в возрасте ста одного года.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх