• Регуляция дыхания
  • Мягкий цигун
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

    Регуляция дыхания

    Понятие дыхания в цигун, равно как и в древних системах даоинь, связано с понятием ци. В одних случаях это полные синонимы («напитать тело небесным ци»), в других – взаимодополняющие факторы. Различные типы дыхания создают и различную циркуляцию ци в организме. В цигун их насчитывается несколько десятков, но все они типологически сводимы к основным, о которых и пойдет речь ниже.

    Естественное дыхание

    Это самый простой тип дыхания, но не впадайте в иллюзию, что им владеет каждый. Обычно люди, не освоившие цигун, дышат затрудненно. К этому приводят неправильная поза, неудобная одежда, излишнее напряжение в теле и даже неправильная походка. Естественное дыхание можно использовать не только во время выполнения упражнений, но и в повседневной жизни, стоит лишь правильно отрегулировать позицию тела и душевный настрой. Овладев этим, вы превратите любой вид деятельности в своеобразный цигун, и каждое действие будет приносить пользу.

    Естественное дыхание должно быть неглубоким, свободным, мягким, долгим. Это не простой набор слов, постарайтесь вдуматься в них, а затем корректируйте позиции своего тела, чтобы ваше дыхание стало действительно естественным.

    Все упражнения комплексов цигун начинайте с естественного типа дыхания, его все время стоит придерживаться людям, страдающим туберкулезом, астматическими заболеваниями.

    Прямое брюшное дыхание (шунь фу хуси)

    Это наиболее распространенный тип дыхания, используемый как в цигун, так и тайцзицюань. Дыхание в цигун осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. Это так называемое брюшное, или абдоминальное, дыхание. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

    Обратное брюшное дыхание (ни фу хуси)

    Этот тип дыхания прямо противоположен предыдущему. При вдохе передняя брюшная стенка втягивается вовнутрь, а мышцы живота чуть напрягаются. При выдохе передняя брюшная стенка выпячивается вперед, диафрагма опускается. Это важнейший тип дыхания, необходимый для циркуляции ци. Считается, что, втягивая живот на вдохе, мы заставляем ци совершать круговорот по каналам цзиньло. Поэтому обратное брюшное дыхание чаще всего используется в комплексах «Небесного круговорота», а также в старых школах тайцзицюань.

    Различают два типа брюшного дыхания

    Первый – это естественный тип брюшного дыхания, которое может быть как прямым, так и обратным. Во время такого дыхания не предусматривается концентрация внимания на циркуляции ци или выбросе силы. Оно используется всегда в начальных стадиях упражнений, когда необходимо погрузиться в состояние покоя, расслабиться. На ранних этапах занятий цигун не торопитесь перешагивать через эту ступень. Даже опытные знатоки цигун приступают к основной части тренировки лишь после краткого вводного цикла естественного брюшного дыхания.

    Второй тип – глубокое брюшное дыхание. Он достигается постепенным углублением и замедлением естественного брюшного дыхания, а также с применением принципов «используя волю, проводить ци по организму» и с «выбросом силы», где это необходимо.

    Ни прямым, ни обратным брюшным дыханием нельзя заниматься в течение 1–1,5 часа после еды.

    Дыхание с задержками (тунби хусифа)

    Задержки после вдоха или выдоха могут достигать от 1 секунды до нескольких минут. Это сложный, но эффективный тип дыхания. Он применяется во время медитативных сеансов, а также при выполнении комплексов для нормализации обмена веществ.

    Вдох через нос, выдох через нос (биху поуси)

    Этот тип дыхания может сочетаться с прямым и обратным брюшным дыханием и используется при заболеваниях дыхательных путей, а также в мнемоническом цигун.

    Дыхание малого Небесного круговорота

    Данный комплексный тип дыхания обычно сочетается с одним из предыдущих. Его характерная особенность заключается в том, чтобы мысленно сконцентрироваться на прохождении ци по малому Небесному круговороту (подробнее см. комплекс «Небесный круговорот»).

    Он полезен при расстройствах нервной системы, а также служит основным типом дыхания в статичном цигун высшей сложности.

    Латентное дыхание (цянь хусифа)

    Латентный тип дыхания в отличие от предыдущих не может быть вызван искусственно, он устанавливается сам после сеанса прямого или обратного брюшного дыхания. Дыхание постепенно становится нитевидным, так что для стороннего наблюдателя кажется, что вы совсем перестали дышать.

    При латентном дыхании организм отдыхает лучше всего, поэтому оно полезно для восстановления физических и психических сил. Прибегайте к нему, если чувствуете, что попали в стрессовую ситуацию и вам необходимо стабилизировать собственную психику.

    «Истинное дыхание» (чжэньсифа)

    «Истинное дыхание» было целью всех даосских дыхательных систем туна. Про него говорили: «Когда прекращается обыденное дыхание, то начинается истинное дыхание». Оно является продолжением нелатентного типа на более высоком этапе занятий. «Истинное дыхание» соответствует значительному уменьшению дыхательных циклов – «исчезновению дыхания».

    Японские ученые показали, что «истинное дыхание» соответствует древнему «эмбриональному дыханию» (тайси) из системы даоинь, когда дыхание обычным способом якобы совсем прекращается. Гэ Хун в «Баопуцзы» замечает: «Овладевший эмбриональным дыханием может дышать, не пользуясь ни ртом, ни носом, подобно человеку, находящемуся в утробе матери». Известный маг I–II вв. из Шаньси Ван Чжэнь – «Истинный Ван» – отличался «зародышевым дыханием и зародышевым питанием» (сиши). Древний комментатор так трактует его искусство: «Занимался он тем, что задерживал дыхание (ци), а затем проглатывал слюну – это звалось зародышевым дыханием. Занимался и тем, что посасывал подъязычную железу, а затем сглатывал слюну – это звалось зародышевым питанием. Совершая истинные действия, постился более чем 200 дней. Цветом тела был светел и прекрасен, а силой обладал, что несколько человек». Как видите, занятия даоинь непосредственно влияли на облик и физическую силу адептов.

    Мягкий цигун

    Мягкий цигун (жуань цигун) представляет собой наиболее обширный и сложный раздел этой древней системы. Большинство традиционных упражнений даосского даоинь или буддийской психопрактики относились именно к мягкому цигун. Эта категория цигун включает оздоровительные, лечебные, общеукрепляющие упражнения, сложные медитационные комплексы.

    Мягкий цигун позволяет поэтапно пройти все многообразие оттенков базовых принципов и понять, какая система цигун наиболее приемлема для вас. Занятия начинайте с раздела статичного цигун, то есть упражнений, проводимых без внешнего движения. Считается, что статичный цигун, отрицая всякую внешнюю активность, развивает внутреннюю динамику. Известное китайское изречение гласит: «В сердцевине покоя содержится движение, а в движении заключен покой». Действительно, разве не является покой движением, доведенным до своего предельного состояния? Затухание всякой внешней активности как бы четче высветляет внутренний мир, позволяет узреть самые темные уголки своей души в молчаливом самосозерцании.

    Следующим этапом в изучении мягкого цигун является динамичный цигун – сочетание внутреннего сосредоточения и вспомогательных гимнастических движений. К такому типу цигун относился ряд древних систем даоинь, например, знаменитая «Игра пяти животных» Хуа То, «Восемь кусков парчи» и др.

    Базовые упражнения, приводимые в этой главе, относятся в основном к статичному цигун. Среди них особую сложность может представлять «сидячее созерцание» – упражнение, на котором зачастую основывалась вся психопрактика чаньских школ. Поэтому не старайтесь начать с этого упражнения или с упражнения «трех кругов», следуйте за тем порядком, который дан ниже.

    Статично-динамичный цигун представлен знаменитой и детально разработанной системой «Небесного круговорота», которая может стать вашим основным типом цигун на всю жизнь, так как для полного ее освоения требуется не менее 5–6 лет, совершенствование навыков займет не менее 10 лет. В то же время реальный эффект может быть достигнут в первые недели занятий.

    Обычно занятия цигун проходят 4 этапа. На первом этапе вы осваиваете саму методику выполнения упражнений. В этот период вам придется часто сверяться с пособием, проверять свою позицию перед зеркалом, обращать внимание на соответствие типа дыхания упражнению. Постепенно время на освоение новых упражнений будет сокращаться, и вполне возможно, что вы сможете полностью осваивать программу за 3–4 дня интенсивных занятий.

    На втором этапе наступает первая отдача от упражнений, вы почувствуете, как улучшается ряд функций организма, нормализуется сон, создается надежная антистрессовая защита, стабилизируется психика. Это этап «обуздания сердца», то есть переведения занятий цигун во «внутреннее» состояние. Он принципиально отличен от первого этапа, когда вашей задачей было «внешнее» заучивание формы.

    Третий этап характеризует окончательное внешнее и внутреннее понимание и усвоение упражнения. Нередко он бывает неожиданным для занимающихся: после резкого улучшения самочувствия вдруг наступает ухудшение. Недуги, которые, казалось бы, покинули ваше тело, вновь просыпаются. Обычно проявляются различные вялотекущие болезни – тонзиллит, ринит, гастрит, могут начаться незначительные головные боли. Не пугайтесь и не прекращайте занятий. Китайские специалисты считают, что так знаменуется «уход» болезней из тела, его «очищение». Третий этап готовит ваше сердце и тело к четвертому, когда реализуется вся эффективность цигун: «затухание мысли и озарение всех предметов и явлений, самозабытие и недеяние» – так описывается этот этап в даосских сочинениях. Действительно, в такие моменты занятия цигун становятся не просто терапевтическими упражнениями, но способом самораскрытия и самовосполнения за счет полной гармонии с «единым телом» мира.

    Базовые упражнения

    Задачи базовых упражнений заключаются в том, чтобы на основе простейших движений и принципов скоординировать три важнейшие составные части цигун – дыхание, позицию и внимание.

    Вас не должна смущать кажущаяся простота упражнений. Многие учителя цигун занимаются ими всю жизнь, раскрывая все новые и новые возможности, казалось бы, в элементарных движениях. К любому комплексу цигун нельзя переходить, если у вас сознание не успокоено, дыхание неровно, а тело напряжено. В этом случае цигун может нанести даже вред вашей психике и телу. Поэтому базовые упражнения – это своеобразный способ обезопасить себя, настроить свой организм. Не пренебрегайте ими, не выполняйте их механически!

    Мы приводим здесь два простейших упражнения. Перед сложными комплексами, будь то мягкий или жесткий цигун, достаточно проделать каждое упражнение 6-10 раз.

    Глубокое медленное дыхание (чэнь чан хуси)

    С этого упражнения можно начинать любой комплекс цигун, а также выполнять его рано утром и перед сном.

    Встаньте, выпрямившись, положите обе ладони на даньтянь, одна на другую. Мужчины кладут правую руку на левую, женщины – левую на правую. Медленно сделайте выдох. Во время выдоха кончик языка перемещается от задней поверхности зубов верхней челюсти к задней поверхности зубов нижней челюсти. Сконцентрируйтесь на ощущении покоя, замедленности, очищения организма от отработанного воздуха. Одновременно с выдохом немного согните ноги в коленях таким образом, чтобы колени проецировались на пальцы ног. Руки немного нажимают на даньтянь, способствуя прямому брюшному дыханию.

    После короткой задержки начинайте вдох через нос. Язык поднимается к верхнему ряду зубов. Закончив вдох, выпрямите ноги, не напрягая их. Затем начинайте упражнение вновь. Не торопитесь, вставайте и приседайте без рывков. Перед началом комплексов цигун выполните так 3 раза, утром и вечером 10–16 раз.

    Это упражнение введите в комплекс тренировки с первых дней занятий. В первую неделю занятий полезно ограничить практику двумя упражнениями – «глубокое медленное дыхание» и «упражнение открытого и закрытого».

    Упражнение можно практиковать и вне комплексов, например, если вы устали, сбили дыхание во время тяжелой физической работы. Считается, что оно способствует активизации каналов цзиньло и разогревает область среднего и нижнего даньтянь.

    Цигун «открытого и закрытого» (кайхэ гун)

    Кайхэ гун – цигун «Открытого и закрытого» – представляет собой одно из базовых упражнений цигун и рекомендуется всем начинающим. Практика кайхэ гун в течение 5–6 месяцев поможет вам овладеть сочетанием дыхания, мысли и позиции. Это просто и в то же время удивительно эффективно.

    Прежде всего необходимо ясно представить смысл китайских понятий: «кай» – открытое или открывание и «хэ» – закрытое, соединенное, приведенное в гармоничное единство. «Кай» соответствует фазе выдоха и выброса ци, а также циркуляции ци по каналам цзиньло. «Хэ» – концентрация ци в даньтянь, вдох, сведение рук. Кайхэ – это не только внешние движения, например разведение и сведение рук, или ритмичное дыхание.

    Надо ясно представить бесконечную череду трансформации в человеке и соответствие их трансформациям во Вселенной. Например, в космическом масштабе «хэ» – это гармонизация различных начал, приведение их в соответствие друг с другом и состояние изначальной нерасчлененности. «Кай» – начало внешней манифестации феноменов мира, до этого находившихся в латентном состоянии. Уяснение внутреннего смысла поможет вам в сосредоточении и устранении отвлекающих мыслей.


    1-й способ

    Встаньте прямо, выполнив все требования для регуляции позиции. Обе руки согнуты в локтях, предплечья находятся на уровне точек жугэн под сосками на V ребре (не поднимайте плечи!), пальцы направлены друг к другу, ладони обращены вниз. Медленно опускайте локти вниз, ладони обращаются друг к другу, сконцентрируйтесь на точках лаогун. Ладони медленно сближаются и чуть опускаются вниз. Вы должны почувствовать, как между ладонями нарастает напряжение и наконец возникает предел, дальше которого ладони невозможно сблизить. Вдох, сделанный по типу прямого брюшного дыхания, завершен. Начинайте на вдохе постепенно разводить ладони, пока напряжение не исчезнет совсем, а ладони не перестанут ощущать друг друга. После этого медленно поднимайте локти, возвращаясь в исходное положение. Внимание с точек лаогун перенесите на средние пальцы.

    Кайхэ гун повторите 5–6 раз. После небольшой паузы переходите ко второму способу.


    2-й способ

    Встаньте прямо. Руки чуть согнуты в локтях, ладони обращены друг к другу, пальцы направлены вниз и расслаблены. Ладони располагаются на уровне даньтянь.

    Начинайте медленный выдох. Предплечья поворачиваются вовнутрь. Ладони обращаются в стороны, чуть расходясь, но не отходя от бедер больше чем на 25–30 см. Представляйте, что отгоняете от себя все болезнетворные факторы, а ци равномерно распределяется по телу.

    На вдохе ладони вновь сводятся и обращаются друг к другу. Сконцентрируйтесь на точках лаогун. Ци сосредоточьте в даньтянь. Проделайте упражнение 3–5 раз.

    Упражнения повышенной сложности

    Оба упражнения повышенной сложности относятся к статичному цигун и основываются исключительно на тех навыках, которые вы приобрели при занятиях базовыми упражнениями. Однако работа сознания, степень концентрации в данном случае намного выше, поэтому перед выполнением данных упражнений проделайте несколько раз цигун «Открытого и закрытого». Это поможет вам расслабиться и наладить дыхание.


    «Три круга»

    Примите позицию «трех кругов». Начинайте дышать прямым брюшным типом дыхания, концентрируя внимание на нижнем даньтянь. Через 1 минуту мысленно свяжите даньтянь и центральные точки ладоней лаогун, расположенные между 2-й и 3-й плюсневыми костями. Центры ладоней немного втяните, кисти полностью расслабьте. Вы постепенно почувствуете, что точки лаогун нагреваются. Затем мысленно протяните нить между точками лаогун правой и левой ладони. Для этого подайте центры ладоней чуть вперед. С течением времени такое движение будет происходить естественно, что называется «дышать точкой лаогун». Когда вы почувствуете, что связь между точками не прерывается, перенесите свое внимание в центр линии, соединяющей лаогун, как бы спроецировав точки в пространство между руками.

    Представляйте, что точка в центре линии разогревается сначала до красноты, а затем становится желто-оранжевой. Между руками образуется мощный энергетический потенциал. Мысленно представьте, как точка начинает расти и вырастает до размеров шара, который вы держите между руками. Мысленно вращайте шар по часовой стрелке, против часовой стрелки, а затем по вертикали, меняя направление через 10 витков. Вы должны явственно ощущать, как шар задевает при вращении ваши ладони. Медленно остановите вращение шара.

    Проделайте несколько раз 1-й способ «Открытого и закрытого». При этом вы почувствуете, что напряжение при сближении ладоней значительно возросло по сравнению с тем, как это происходит при выполнении «Открытого и закрытого» отдельно.

    Заканчивайте упражнение в обратном порядке. Перенесите внимание на точку между ладонями, затем эта точка расщепляется на две части, которые погружаются в лаогун. Перенесите внимание на точки лаогун, а затем на даньтянь. А теперь глубоко и медленно подышите.

    Все упражнение должно занимать не менее 15–20 минут. Это одно из самых мощных упражнений статичного цигун, и его эффект вы можете почувствовать в первые сеансы занятий. Вскоре заметите, что вы приобрели возможность нагревать лаогун и без упражнения «Три круга», а чувствительность ваших рук значительно возросла. Упражнение полезно выполнять 3 раза в день: утром после базовых упражнений, днем в 12–14 часов и вечером перед сном. Замечено, что оно снимает умственную усталость за 10–15 минут, поэтому во время утомительной работы не забывайте о нем.

    «Сидячее созерцание» (цзочань)

    Это упражнение можно назвать классическим для всей обширной системы психопрактики и медитации Китая.

    Упражнение выполняется в позиции сидя «паньцзо» со сложенными на животе руками. Мы опишем лишь один способ его выполнения, однако независимо от метода практики должно достигаться единое состояние сознания – чувствование целостности себя с миром, обретение души, открытой абсолютной тайны мироздания.

    Прежде всего отрегулируйте дыхание. Можете первоначально считать про себя: вдох делается на 4 счета, затем небольшая задержка на 3 счета и выдох на 7 счетов. Полностью сконцентрируйтесь на даньтянь, освободив свое сознание от всех мыслей и чувств. Расслабьтесь и обретите умиротворенно-радостный вид. Состояние это трудно передаваемо, поэтому дадим слово создателю чаньского пособия «Указания по совершенствованию природы и жизненности», которое описывает такое сидячее созерцание:

    В долгом сидении забудь все, что знал,

    И внезапно почувствуешь Луну на Земле.

    В легком дуновении снизойдет

    Небесный ветер,

    Неожиданно войдя в печень и легкие.

    Сидя в спокойствии, устраняешь мысли

    и умеряешь желания.

    Внимаешь сердцу, пестуешь ци

    и сохраняешь дух.

    Основой сидячей медитации является чистая искренность внутреннего состояния, при этом дыхание и позиция играют лишь вспомогательную роль. Внимание последовательно концентрируется на верхнем (глаза и уши), среднем (сердце) и нижнем даньтянь (минмэнь). Такой способ упражнений позволяет осуществить некую непосредственную реализацию своих возможностей.

    По окончании упражнения проделайте очищение «нефритовым флюидом» – слюной. Опишите кончиком языка круг во рту, нажимая на верхнее нёбо и десну нижней челюсти. Это вызовет активное слюноотделение. Можно также несильно нажать пальцами на верхнюю часть шеи в области ветвей нижней челюсти, где располагаются слюнные железы. Медленно сглотните слюну, внутренним взглядом прослеживая ее путь в даньтянь. Проделайте так 3 раза.

    После окончания «сидячего созерцания» немедленно откройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, проделайте массаж шеи и волосистой части головы. Затем круговыми движениями разотрите лицо, несильно нажмите ладонями на закрытые глаза. После этого помассируйте голени и встаньте без резких движений. Проделайте несколько раз упражнение «Открытого и закрытого».

    После сеанса «сидячего созерцания» сделайте небольшую прогулку, используя прямое дыхание животом. Сохраняйте такое же спокойное и умиротворенное состояние духа, которое вы обрели во время «сидячего созерцания».

    Комплекс «Небесный круговорот»

    Комплекс «Небесный круговорот» тесно связан со многими понятиями китайской философии и традиционной медицины, в частности с теорией циркуляции ци по каналам цзиньло. Он дает возможность реально почувствовать эту циркуляцию, поэтапно ведя занимающегося от элементарных упражнений к методам высшей сложности.

    Задача данного комплекса в его традиционном понимании – наладить циркуляцию ци по двум кругам: Малому Небесному круговороту (голова и корпус) и Большому Небесному круговороту (голова, корпус и ноги). В даосизме это был путь прохождения «пилюли бессмертия» из нижнего даньтянь в верхний.

    При занятиях «Небесным круговоротом» традиционно рассматриваются три фазы. Первая фаза, соответствующая Малому Небесному круговороту, означала: «упражняя семя цзинь, изменяем ци». Ей предшествует этап, называемый «создание основы», что по современной терминологии трактуется как базовые упражнения. Его задачей в традиционной даосской практике было укрепление тела и «восполнение трех драгоценностей» – семени, ци и духа.

    Считалось, что в молодости человек обладает «высокой благой силой», полученной им от Прежденебесного, которая еще не успела рассеяться. Поэтому и нет необходимости в молодости заниматься «созданием основы». Нужно это лишь людям в зрелом и пожилом возрасте либо больным, которые обладают «низкой благой силой», растратив «три драгоценности». В этом случае следует тренировать себя, занимаясь гимнастическими и дыхательными упражнениями. Таким образом, базовые упражнения «Небесного круговорота» включают две составные части – упражнения тела и закалка духа (устранение отвлекающих мыслей, приобретение умения управлять волей).

    Лишь после «создания основы» можно переходить к упражнению семени и изменению ци. Это как бы первый этап трансформаций в теле человека.

    Вторая фаза занятий соответствует Большому Небесному круговороту и означает «упражняя ци, изменять дух». Утонченное ци, соединяясь с духом, образует единую субстанцию, и «три драгоценности» восходят к единому началу. Даосы считали, что именно на этом этапе человек «поворачивал старость вспять» и обретал молодость, из тела устранялись все болезни и проявлялась полнота человеческой природы. В этот момент достигалось состояние полного спокойствия и озарения.

    За этим следовал высший этап психопрактики, именовавшийся «упражняя дух, возвращаемся к пустоте». Это и есть возвращение человека в изначальное состояние, ощущение целостности триады Небо, Человек и Земля. Эта фаза уже не зависит от действия воли, «Небесный круговорот» устанавливается естественным путем.

    Как долго следует заниматься самосовершенствованием, дабы достичь этого высшего этапа? Считалось, что Малый Небесный круговорот позволяет изменить ци за 100 дней. Большой Небесный круговорот изменяет дух за 10 месяцев, и лишь через 9 лет активной психопрактики занимающийся «возвращался к пустоте». Не случайно чаньбуддисты советовали заниматься медитацией в положении сидя не менее 9 лет.

    Сегодня даже специалисты цигун не знают многих тонкостей древней теории «Небесного круговорота». Однако эта система в наши дни широко используется в оздоровительных целях, а также для лечения многих расстройств и болезней сердечно-сосудистой системы, нарушений опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, неврозов, алкоголизма и др.

    Комплекс «Небесного круговорота», представленный здесь, является классическим вариантом даосской системы и состоит из 5 упражнений, а также нескольких базовых подготовительных упражнений для «укрепления основы».

    Он достаточно сложен и качественно отличается от всех предыдущих упражнений.

    Базовые подготовительные упражнения комплекса Малого Небесного круговорота

    Задача данного комплекса подготовительных упражнений – открыть каналы циркуляции ци. Обычный человек, даже овладевший базовыми позициями и способами дыхания цигун, еще не способен в полной мере извлечь пользу из системы «Небесного круговорота», так как дисфункции внутренних органов, встречающиеся даже у практически здорового человека, создадут ряд преград на пути ци. Другая задача данных упражнений – приучить сознание следовать по сложной траектории «Небесного круговорота», что бывает нелегко даже опытным занимающимся.

    Ниже дано описание упражнений в положении стоя, однако все их можно выполнять и сидя. Общее время занятий может колебаться от 20 минут до 1 часа. Эти упражнения полезно делать и в конце спортивной тренировки в качестве расслабляющих. Комплекс выполняется 2 раза в день – утром и вечером. После 3–4 месяцев занятий можно переходить к упражнениям Малого Небесного круговорота.


    1. Опускание рук спереди

    Встаньте прямо, руки опущены вдоль бедер (рис. 1). Обе ладони медленно поднимаются через стороны по дуге, ко лбу и вверх (рис. 2). Во время этого движения вдох выполняется по обратному типу брюшного дыхания. Затем обе ладони медленно опускаются вдоль средней линии тела вниз. Выдох – через нос. Мысленно проведите ци от точки байхуэй вдоль обеих сторон головы через уши, к корню языка, к кончику языка, а затем по переднесрединному каналу жэньмай опустите в даньтянь.


    По каналам ног иньцяо направьте ци в точку юнцюань (рис. 3–4). Когда руки дойдут до даньтянь, слегка разведите их в стороны, как бы направляя ток ци по ногам. Повторить 21 раз.


    2. Опускание рук сзади

    Исходная позиция такая же, как и в предыдущем упражнении. На вдохе поднимите ладони ко лбу. На выдохе ладони описывают полукруг назад в стороны. Затем ладони медленно опускаются вниз, обращаясь в стороны. Когда ладони достигнут поясницы, они переходят далее назад к спине и опускаются сзади. Мысленно проведите ци по заднесрединному меридиану и по каналам ног (рис. 5–8). Повторить 21 раз.


    3. Дыхание открытого и закрытого

    Это упражнение выполняется в основном так же, как и общебазовое упражнение «Открытого и закрытого», описанное ранее. Его роль в данном комплексе – после прочищения переднесрединного и заднесрединного меридианов наполнить даньтянь ци.

    Обе руки, согнутые в локтях, располагаются на уровне даньтянь, ладони обращены друг к другу, пальцы немного согнуты и расставлены. Сделайте вдох по обратному типу дыхания, одновременно руки медленно разведите в стороны (рис. 9-11). Возвращая руки в исходную позицию, выдохните. Во время вдоха язык касается верхнего нёба, во время выдоха опускается вниз.


    Обратите особое внимание на движение языка. На его кончике располагается точка цюэцяо – «сорочий мост», замыкающая между собой переднесрединный и заднесрединный меридианы. Поднимая и опуская язык, можно регулировать циркуляцию ци по двум основным меридианам, а потому этот прием часто используется во многих системах цигун.


    4. Гармония Высшего предела

    Обе руки согнуты в локтях, принять позицию «трех кругов». На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ладони приближаются к даньтянь на расстояние 15–20 см. Способы дыхания и движения языком такие же, как и в предыдущем движении, однако в этом упражнении дыхание должно быть медленнее и глубже (рис. 12, 13). Повторить 21 раз.


    5. «Высший предел гадательного знака» (1-й способ)

    Пальцы обеих рук сплетены вместе, руки в локтях согнуты, ребра ладоней располагаются на нижней части живота, ладони обращены вверх. Используйте обратный тип дыхания. Во время вдоха поднимите ци из точки хуэйинь в минмэнь. Одновременно руки – вверх, ладони поверните к себе (рис. 14, 15).


    Сделав выдох, проведите ци из минмэнь через средний даньтянь в нижний даньтянь, обе ладони немного вперед, внутренней стороной вниз (рис. 16–18). Продолжая выдох, опустите ци в хуэйинь, руки также возвращаются в исходную позицию. В результате ци описывает полный круг в даньтянь, руки – полный круг снаружи. Следите, чтобы скорость движения рук соответствовала циркуляции ци. Повторите 21 раз.


    6. «Высший предел гадательного знака» (2-й способ)

    Исходная позиция такая же, как и в предыдущем движении.

    Вдохнув при помощи верхней части живота, мысленно поднимите ци из даньтянь в точку минмэнь, направив его назад. Обе ладони поверните вниз, выдохните. Ци из точки минмэнь перейдет в средний даньтянь. Обе руки опускаются вниз, отводятся назад, а затем поднимаются до уровня груди.


    Заканчивая выдох, опустите ци в хуэйинь, руки – в исходную позицию (рис. 19–21). В отличие от предыдущего упражнения, ци описывает не круг, а полукруг. Оба способа «Высшего предела гадательного знака» призваны наладить циркуляцию ци внутри даньтянь. Повторить 21 раз.


    7. Задневосходящий и переднеисходящий ток ци

    Перед началом упражнения сделайте 7 резких выдохов, очищая легкие, затем вдох через нос, втянув живот. Язык касается верхнего нёба. Руки через стороны ко лбу, ладони обращены вниз (рис. 22, 23). Ци из хуэйинь поднимается по заднесрединному меридиану в байхуэй.


    На выдохе опустите ци из байхуэй через обе стороны головы к корню языка, к кончику языка, к подбородку. После этого язык опускается вниз, размыкая меридианы. Ци опустите по переднесрединному меридиану в даньтянь, а затем в хуэйинь. Руки вниз так же, как и в первом упражнении. Такая траектория ци и есть Малый Небесный круговорот. Повторить 29 раз, а затем сделать 7 небольших резких выдохов.

    Метод Малого Небесного круговорота

    Основа Малого Небесного круговорота – свободная циркуляция ци в каналах жэньмай и думай, чему должны способствовать подготовительные упражнения. Такая циркуляция позволяет совершаться переходу инь-ян в каналах организма. Например, когда ци находится в канале думай, то он считается каналом ян и «полным», а жэньмай – каналом инь и «пустым». Такой переход должен быть плавным и совершаться с участием воли занимающегося – «посредством воли двигать ци».

    Полностью расслабьте тело, успокойтесь, обретите контроль над мыслями. Ваше состояние не должно быть ни радостно-возбужденным, ни сонно-подавленным, вы должны быть совершенно спокойными, дыхание медленным.

    Сделайте вдох через нос, живот немного втяните, язык касается верхнего нёба. На вдохе ребра медленно разводятся в стороны, ци поднимается из точки хуэйинь. Хуэйинь и цюэцяо в Малом Небесном круговороте представляют собой крайние точки каналов жэньмай и думай и соотносятся друг с другом как инь и ян. Ци по заднесрединному каналу думай проходит через «три заставы» в точку байхуэй.

    Выдохните, расслабьте межреберные мышцы; ци из точки байхуэй мысленно направьте по обеим сторонам головы к точке цюэцяо, а затем к подбородку. По каналу жэньмай ци опускается в даньтянь, наполняет его и проходит в хуэйинь. Малый Небесный круговорот завершен.

    Ци должно пройти сзади через «три заставы», а спереди через верхний, средний и нижний даньтянь. В то время как ци проходит в нижний даньтянь, оно соединяется с семенем цзин, что традиционно называлось «совокуплением черного дракона и белого тигра».

    Большой Небесный круговорот

    Это одно из самых популярных упражнений во многих системах цигун и основа древней практики даоинь. В отличие от предыдущего упражнения Большой Небесный круговорот захватывает все тело и требует известного опыта занятий цигун. Прежде чем переходить к нему, нужно позаниматься по методике Малого Небесного круговорота не менее 4–5 месяцев.

    Положение для занятий – сидя или стоя; используйте обратный брюшной тип дыхания. Цикл дыхания должен быть дольше, чем при Малом Небесном круговороте.

    Сделайте выдох, язык – к десне нижней челюсти. Ци опустить в даньтянь, а потом в хуэйинь. Затем ци разделяется на два потока и опускается по внутренней стороне ног в точку юнцюань. Начните вдох. Язык поднимается к верхнему нёбу. Потоки ци проходят по внешней стороне ног через точку хуаньтяо (на головке бедренной кости) и соединяются в точке хуэйинь. По заднесрединному каналу думай ци проходит через «три заставы» и достигает байхуэй. Ци вновь разделяется на два потока, которые огибают глазные впадины с внешней стороны, проходят по обеим сторонам головы и направляются к точке цюэцяо (рис. 24).


    На выдохе ци от точки цюэцяо по меридиану жэньмай опускается в нижний даньтянь и в точку хуэйинь. Цикл Большого Небесного круговорота завершен. В работе вашей воли не должно быть ни малейшего перерыва.

    Метод непарных меридианов (цицзинь бамо)

    Этот метод полезно практиковать параллельно с комплексом Большого Небесного круговорота. Его задача – наладить циркуляцию ци во всех каналах цзиньло на основе проработки Большого и Малого Небесных круговоротов.

    В данном случае речь идет о восьми дополнительных, или чудесных, меридианах – думай, нэньмай, чунмай, даймай, янцяо, иньцяо, янвэй, иньвэй, между которыми устанавливается «срединная гармония».

    Этим упражнением можно заниматься в любой позиции. Используйте обратный брюшной тип дыхания. Перед началом практики проделайте 2–3 раза цигун «Открытого и закрытого».

    Сосредоточьте внимание наточке хуэйинь, затем ци по заднесрединному меридиану думай поднимается в точку байхуэй, потом по каналу жэньмай через три даньтянь возвращается в точку хуэйинь. Вы выполнили Малый Небесный круговорот.


    На вдохе ци из точки хуэйинь поднимается к меридиану даймай, проходящему по пояснице. Расходясь двумя потоками, ци поднимается к плечам. На выдохе ци по меридианам янцяо опускается по внешней стороне рук в средние пальцы (рис. 25). Огибая средние пальцы, ци поступает в точку лаогун, поднимается по внутренней стороне рук и следует по каналу иньвэй в средний даньтянь. Оба потока ци соединяются (рис. 24). среднем даньтянь, пересекают меридиан даймай и возвращаются в точку хуэйинь (рис. 26).


    Вновь сделайте вдох. Ци из точки хуэйинь поднимается вверх по каналу чунмай в средний даньтянь. На выдохе ци опускается в нижний даньтянь, а затем по меридианам иньцяо поступает в точки юнцюань. Сделайте вдох. Ци по меридианам янцяо поднимается вверх, оба потока соединяются в точке минмэнь. Затем по каналу думай ци поднимается в байхуэй. На выдохе ци по каналу жэньмай опускается в хуэйинь (рис. 27).


    Это составляет один цикл упражнений. Всего же вы должны выполнить 4 вдоха-выдоха. Один цикл «прорабатывает» все меридианы, соединяя их друг с другом. Это одно из самых эффективных упражнений во всем китайском цигун. Однако нетрудно заметить, что психическая регуляция при его исполнении крайне сложна, поэтому не старайтесь начать его выполнение раньше, чем через год активных занятий.

    Во время тренировки необходимо выполнять не менее 10 таких циклов, а оптимальным считается 24 цикла. Вполне возможно, что внимание ваше будет «теряться», рассеиваться во время одной из фаз упражнений. В таком случае не прерывайте занятия на середине, пытайтесь довести упражнение до конца. Сначала можно не отслеживать вниманием весь путь ци, но обращать мысленный взор лишь на ключевые точки – байхуэй, минмэнь, юнцюань, хуэйинь и т. д. Затем постепенно переходите к визуализации всех каналов. Если вам это удастся, значит, вы не только развили свои психические способности, но и «открыли» 8 дополнительных каналов. После этого можно переходить к следующей фазе комплекса Небесного круговорота.

    «Небесный круговорот маою» (маою чжоутяньгун)

    Это одна из важнейших систем из комплекса чжоутяньгун. Его желательно начинать практиковать после овладения всеми предыдущими системами. Небесный круговорот маою имеет свою четкую задачу – установление связи и взаимодействия между различными каналами и системами организма.

    Мао – это циклический знак, соответствующий периоду суток от 5 до 7 часов, Ю – от 17 до 19 часов. Считается, что именно в это время, то есть дважды в день, следует практиковать данный цигун.

    Часы Мао – это время активности ян-ци, первоэлемента дерево и органа легких, а часы Ю – инь-ци, первоэлемента металл и органа легких. Таким образом, двукратное повторение упражнения дополняет начала инь и ян в организме до полного равновесия. Этим упражнением можно заниматься, следя за своей позицией, сидя или стоя. Полуприкройте глаза, отрегулируйте дыхание. Сконцентрируйте внимание на даньтянь. Затем мысленно направьте ток ци по дуге вдоль левой части живота, груди, по левой щеке, по надбровным дугам, а затем опустите в даньтянь по правой части тела (как это показано на рис. 28). Проделайте 36 полных кругов. Затем измените направление циркуляции на противоположное и проделайте 24 полных круга (рис. 29).


    Важнейшее требование к «Небесному круговороту маою» – абсолютное душевное спокойствие и точно отрегулированное дыхание. Это упражнение значительно усиливает эффект от цигуна Малого и Большого Небесных круговоротов.

    Этим упражнением желательно заниматься в промежутке от 23 до 13 часов. Сядьте на поверхность средней жесткости в позу полулотоса, левая нога лежит на правой, то есть ян располагается над инь. Выпрямите позвоночник так, чтобы точки байхуэй и хуэйинь находились на одной линии, не напрягайте спину, опустите плечи. Потрите немного ладони друг о друга, чтобы они разогрелись, затем ладонями слегка разотрите тело. Прикройте глаза, язык соприкасается с верхним нёбом. Кулаки тыльной стороной вниз расположите по обеим сторонам поясницы.

    Одновременно с выдохом оба кулака переходят в положение орлиного когтя. Ладони обращены вперед, пальцы – вверх. Обе руки с силой медленно распрямите в локтях на уровне плеч. Представьте, что толкаете перед собой каменную плиту. Ци из нижнего даньтянь поднимается в средний даньтянь, живот немного втянут на выдохе; не напрягайтесь. Это – Великое земное ци (Дадичжи ци), которое проходит от точки юнцюань в байхуэй и выбрасывается через лаогун.

    Закончив выдох, на мгновение расслабьтесь. Затем начинайте вдох.

    Цигун восьми способов (бафа гунфа)

    Цигун восьми способов является составной частью чжоутяньгун. Его задача – помочь овладеть занимающемуся «истинным», или «эмбриональным», дыханием.

    Восемь способов – это восемь ступеней вхождения в медитативное состояние: обретение спокойствия, регуляция дыхания, следование дыханию, замедление дыхания, эмбриональное дыхание, забыть о дыхании, возвращение к пустоте, ощущение духа.

    Прежде всего примите удобную позицию – обретите спокойствие. Затем начните регуляцию дыхания, используя метод Малого или Большого Небесных круговоротов при обратном брюшном типе дыхания. Этап «следования дыханию» заключается в его постепенном замедлении, вплоть до его кажущейся остановки (следование дыханию, замедление дыхания, эмбриональное дыхание).

    Вы постепенно забываете о самой необходимости регуляции дыхания, а далее и о телесном существовании. Сознание освобождается от конвенциональных рамок культуры, что синонимично даосскому самозабытию, или самопотере, – «возвращение к пустоте». В конечном счете занятия цигун выводят человека на границы высочайшей творческой самореализации и внутренней свободы, открывающей перед ним безграничное пространство опыта. Это называлось «пустотой без границ», «следованием дыхания великой пустоте и великой пустотности». Пустота как пространство, не ограниченное наличием никаких предметов, потенциально может вместить в себя все плоды деятельности и воспринимается именно как «ощущение духа». Глубокое самопогружение характерно для людей творческих, интеллектуалов. Недаром такое состояние называлось «свободным странствием духа».

    Мнемонический цигун

    Один из разделов цигун связан с мнемоническим произнесением звуков, что призвано наладить дыхание и задать определенное направление циркуляции ци. Эта практика не уникальна для Китая. Например, в Индии во время медитативных йогических сеансов произносились различные мантры – слово «ом». Такой прием широко распространился в китайском, а затем в японском буддизме.

    К концу XIX в. в Китае насчитывали несколько тысяч таких речитативов – цзюэ. Многие из них считались переданными на землю через даосских небожителей. Потому и ранние тексты ушу, например, записывались именно в виде таких рифмованных речитативов. В чисто информативном плане они были либо малосодержательны, либо понятны лишь наиболее просвещенным. Ряд цзюэ произносился во время исполнения комплексов ушу, задавая ритм и ставя правильное дыхание. Рецитация цзюэ придавала оттенок сакральности выполняемым приемам, к тому же это был один из методов передачи традиции ушу от учителя к ученику.

    «Метод шести иероглифов»

    В цигун существует «метод шести иероглифов» – люцзыфа. Шесть иероглифов, или, точнее, шесть звуков, связаны с шестью типами ци – ци печени, почек, селезенки, легких, сердца и «тройного обогревателя».

    Метод основывается на различной амплитуде колебаний, вызываемых звуками. Поэтому следите за правильной модуляцией звука, который должен исходить не из горла, а из живота и быть непосредственно связанным с выдохом. Вы сами должны подобрать оптимальную высоту звука. Наибольший эффект дает низкий звук, однако при занятиях больных людей это не всегда благоприятно. Начинайте с высоты вашего обычного голоса. Старайтесь не модулировать слишком высокие звуки, так как это приводит к излишнему напряжению. Люди с болезнями сердца и легких должны произносить низкие звуки, а с болезнями печени, селезенки, желудка, почек – высокие.

    Все шесть упражнений, помимо лечебного эффекта, оказывают благоприятное воздействие на постановку чистого, звучного голоса, поэтому могут быть полезны ораторам, актерам, преподавателям.

    Громкой голосовой модуляции первый способ, о котором рассказывается ниже, не требует.


    1. «Чуй» – почки

    Сядьте прямо, скрестите предплечья и ладонями обхватите локти.

    Успокойте дыхание, расслабьтесь. Выдыхайте через рот, вдыхайте через нос.

    Во время выдоха оба предплечья давят несильно на живот, живот втягивается, язык не касается верхнего нёба. Представьте ток ци по меридиану почек от точки юнцюань до точки юйфу и чжунцун на ладони. Выдох должен быть долгим и плавным (рис. 30).


    Это упражнение рекомендуется при заболевании почек, ушей, для снятия зубной боли, усталости глаз.

    В комплексе выполнять 25–30 раз, отдельно – 50раз.


    2. «Ху» – селезенка

    Это упражнение можно выполнять как сидя, так и лежа. Во время выдоха следует напрягать лишь мышцы живота, используя амплитудные движения диафрагмой, все остальные мышцы полностью расслаблены. Мысленно проследите прохождение ци по каналу селезенки от точки иньбай, по каналу ноги тайинь на внутренней поверхности, через точку гуаньюань, цзицюань на плече по каналу шаоинь и в точку шаогун на левом мизинце (рис. 31).


    Это упражнение усиливает мышцы живота, устраняет чувство дискомфорта в желудке (вспучивание), прекращает понос, снимает рвотный позыв.


    3. «Сюй» – печень

    Упражнение выполняется лежа или сидя. Во время выдоха звука «сюй» чуть приоткройте глаза, подожмите низ живота, двиньте ребрами.

    Мысленно проследите ток ци от точки даду на стопе по каналу ноги через легкие в точку на большом пальце шаошан (рис. 32).


    Это упражнение способствует излечению болезней печени, регулирует желчевыделение, излечивает светобоязнь, быстро снимает нервное напряжение.


    4. «Сы» – легкие

    Во время вдоха обе руки по дуге расходятся в стороны-вверх, ладони обращены вверх. Тем самым увеличивается объем воздуха, поступающего в легкие. Во время выдоха «сы» движется лишь грудная клетка, которая немного втягивается, руки сводятся, ладони идут к пояснице, обращаясь вниз и располагаясь на уровне даньтянь.

    Мысленно направьте ток ци от точки чжунцзяо на животе, чжунфу на плече по каналу на внешней поверхности руки тайян до точки шаошан на большом пальце (рис. 33).


    Упражнение помогает лечению многих легочных заболеваний, его можно употреблять при кашле, ОРЗ.


    5. «Кэ» – сердце

    Упражнение выполняется либо сидя, либо стоя, успокоив дыхание, устранив отвлекающие мысли. Во время вдоха обе руки поднимаются через стороны и скрещиваются на уровне лба. Во время выдоха «кэ» втяните живот, опустите руки вдоль центральной линии вниз.

    Визуализируйте ток ци (рис. 34).


    Упражнение способствует лечению расстройств сердца, устраняет сухость и горечь во рту, связанные с болезнями сердца.


    6. «Си» – «тройной обогреватель»

    Упражнение выполняется лежа на спине. Это позволяет делать вдох и выдох, не вовлекая мышцы спины, и расслабить все группы мышц, не задействованные в упражнении. В процессе дыхания участвуют грудь и живот, как бы массируя «тройной обогреватель».

    Визуализируйте ток ци (рис. 35).


    Это прекрасное общеукрепляющее и регулирующее многие функции упражнение. Его можно выполнять утром сразу после пробуждения или непосредственно перед сном для расслабления.

    «Метод пяти звуков»

    Другой вид мнемонического цигун требует громкого произнесения звуков. Каждый из 5 звуков связан с одним органом цзан и одним органом фу. Все звуки произносятся в двух тональностях – высокой и низкой. Высокая тональность – ровное высокое произнесение звука с резким окончанием, будто вас внезапно оборвали, при этом не поднимайте голоса. Низкая тональность – постепенное опускание голоса, а после крайней нижней точки следует небольшой подъем.

    Встаньте прямо, опустите плечи, расслабьтесь. Сначала произнесите звук «до», как бы разминая и немного расслабляя голосовые связки. Затем переходите к основной части упражнений. Положите руки ладонями сзади на поясницу и нажимайте указательными или средними пальцами на точки шеньшу, расположенные на 1,5 цуня по обеим сторонам позвоночника на уровне поясничного позвонка, одновременно начинайте произнесение звуков.

    Первоначально произносится высокий звук. Корпус слегка поворачивается слева направо, сильно не скручиваясь и не затрудняя выдоха. Голову слегка наклоните вперед. На вдохе примите исходное положение. Затем, поворачивая корпус налево, произнесите низкий звук.

    Произнесение высокого и низкого звуков и составляет один цикл. Для каждого упражнения есть определенное количество циклов (см. таблицу), однако не обязательно сразу выполнять все количество. После завершения каждого из 5 упражнений выполните 3 упражнения комплекса кайхэ цигун. Каждый звук регулирует не только работу внутренних органов, но также их «внешних» представителей – функции глаз, ушей, носа и т. д. Внимательно изучив таблицу, вы без труда выберете себе нужное упражнение. Можно выполнять как одно упражнение, так и весь комплекс.


    Одновременный массаж точки шэньшу способствует излечению таких расстройств, как импотенция, нарушение менструального цикла, боли в области спины, общая слабость, недержание мочи, нарушение лактации.

    Обеими способами мнемонического цигун можно заниматься одновременно. Например, их можно выполнять, чередуя через день или по времени суток, но не подряд один за другим. Сочетайте занятия мнемоническим цигун с простейшими методами цигун («Открытого и закрытого»).

    Массаж (аньмо)

    Массаж испокон веков является составной частью как китайской традиционной медицины, так и кунфу, базировавшихся на общих натурфилософских постулатах. Существуют различные типы массажа. Он может проводиться по меридианам, по определенным областям, по точкам. При этом применяются легкое похлопывание, поверхностное и глубокое пощипывание, растирание, нажатия и многое другое. Техника массажа зависит от конкретных задач – лечебных, оздоровительных, разогревающих мышцы. Любой человек, заботящийся о своем здоровье, должен знать простейшие виды массажа, посредством которых можно воздействовать на активные точки в организме, которых насчитывается несколько сотен. По китайским традиционным представлениям, массаж регулирует циркуляцию ци и не позволяет ци застаиваться. Однако не всегда начинающим легко найти необходимые точки, в этом случае используется меридиональный массаж, проводимый вдоль соответствующих каналов. Таков шаолиньский меридиональный массаж, позволяющий не только наладить циркуляцию ци, но и размять тело, и успокоить сознание. Про него говорят: «Становишься легким, будто облака, мягким, как вата, подвижным, как пружина. Ци струится подобно шелковой нити, а воля вздымается, как волна».

    Китайский массаж – не просто разминание тела, но особое упражнение, требующее предельной концентрации. Массаж должен координироваться с равномерным дыханием. Например, при похлопывании тела или конечностей сверху вниз, делайте выдох, при поднятии руки или движении снизу вверх – вдох. Любое движение тела выполняйте с равномерной скоростью, избегайте рывков, проходя мысленным взором по массируемому месту, это называется сочетать внутренний массаж с внешним.

    Такой массаж подразделяется на два вида в зависимости от возраста и состояния человека: стимулирующий, или восполняющий, и успокаивающий, или уменьшающий. Стимулирующий тип массажа призван восполнить недостаток одного из начал организма – инь-ци или ян-ци. Он подходит людям в состоянии апатии, ослабленным, пожилым. Такой массаж проводится легкими быстрыми похлопываниями обычно вдоль меридиана. Успокаивающий массаж уменьшает избыток инь-ци или ян-ци, рекомендуется при нервных заболеваниях в качестве успокаивающего и расслабляющего средства. Он проводится более тяжелыми похлопываниями обычно по встречному направлению меридиана. Перед началом массажа сделайте несколько дыхательных упражнений, успокойтесь, расслабьтесь. Потрите ладонь о ладонь, разогревая руки, затем начинайте массаж.


    Массаж рук

    1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Вытяните левую руку влево в сторону под 45° относительно тела. Центральной частью правого кулака нанесите девять легких ударов по внешней части левой руки сверху вниз от плеча до запястья. Затем повторите то же самое снизу вверх.

    2. Правой ладонью проведите сверху вниз по левой руке, сделав девять защипов за мышцы. Повторите то же самое снизу вверх.

    3. Разверните левую руку внутренней частью вперед. Проделайте два предыдущих упражнения, а за тем поменяйте руки.

    Применяется при нарушении подвижности и онемении рук, болях в сердце, болезнях легких, межреберной невралгии, простуде, нервных расстройствах.


    Массаж головы

    а) Массаж лица

    1. Положите обе ладони центрами на лоб, слегка нажимая и совершая круговые движения, двигайте ладони ото лба к подбородку. Несколько раз нажмите на глазные яблоки, прикрыв глаза.

    2. Сразу же после предыдущего движения поднимите ладони к ушам и вискам по боковой поверхности головы. Повторите движение девять раз.

    3. От висков – вновь ко лбу – и массируйте лоб круговыми движениями.

    Рекомендуется при невралгии лицевых нервов, онемении мышц лица, простуде, насморке, усталости и болезни глаз, зубной боли, расстройстве слуха, головокружении, головной боли, воспалении тройничного нерва.


    б) Массаж волосистой части головы

    1. Пальцы рук немного согнуты и касаются линии волос. Делая пальцами движение, будто захватываете кожу на голове, массируйте волосистую часть головы ото лба до затылка.

    2. Массируйте пальцами шею легкими защипами. Особо сосредоточьтесь на точках у основания черепа. Проделайте 9 раз.

    Помогает при головокружении, головной боли, гипотонии, простуде.

    Эти упражнения снимают также умственную и физическую усталость, стимулируют деятельность коры головного мозга.


    Массаж груди и живота

    1. Обеими кулаками несильно наносите удары вдоль средней линии, начиная от линии ключиц и кончая нижней частью живота. То же самое – снизу вверх.

    2. Разведите кулаки на 5-10 см от средней линии и наносите несильные удары сверху вниз, а затем снизу вверх.

    3. Оставив руки в том же положении, разожмите кулаки. Проведите ладонями сверху вниз, а затем наоборот, совершая ими небольшие вращательные движения и с силой нажимая.

    Упражнения повторите по 9 раз. Помогает при трахеите, бронхите, болезнях легких, печени, почек, мочеполовой системы, а также при головной боли, потере аппетита, общем недомогании.


    Массаж боковой поверхности груди и живота

    1. Поднимите левую руку, сжатую в кулак, вверх, центр кулака направлен вправо. Нанесите легкие удары правым кулаком от подмышечной впадины до по ясницы, всего 9 раз.

    2. Разжав кулак, промассируйте ладонью эту область сверху вниз и снизу вверх в течение 1–2 минут.

    Рекомендуется при межреберной невралгии, болях в области поясницы, живота, ребер, онемении рук, ночном недержании мочи.


    Массаж области шеи, спины, поясницы

    а) Массаж задней поверхности шеи и спины

    1. Правую руку к левому плечу и, огибая его, хлопнуть ладонью по задней поверхности шеи и воротниковой области. Одновременно левую руку отвести назад и хлопнуть тыльной поверхностью ладони по спине в области VI–VII спинных позвонков. Голову можно повернуть немного вправо.

    2. Поменяйте положение рук, проделав 1-е и 2-е упражнения по 9 раз.

    3. Ребрами кулаков обеих рук со стороны мизинца массируйте в течение 1–2 минут заднюю поверхность шеи, поворачивая кулаки немного вовнутрь и нажимая, голову наклоните вперед.

    4. Не отнимая кулаки от шеи, разожмите их, раз ведите немного пальцы и переплетите их. Наклоните голову назад, одновременно сжимайте шею обеими ладонями слева и справа. Затем наклоните голову вперед, нажимая на центральную часть шеи. Проделайте 9 раз.

    Шея – одна из наиболее активных зон человеческого тела.

    На ней расположены точки, массаж которых способствует лечению заболеваний глаз, ушей, органов дыхания, нервных заболеваний, снимает головные боли и усталость.


    б) Массаж поясницы и спины

    1. Согните руки в локтях и заведите их за спину. Положите кулаки на среднюю линию спины. Несильно похлопывая по обеим сторонам от позвоночника, проведите кулаками вверх и вниз – всего 9 раз.

    2. Разведите кулаки немного пошире и проделайте то же упражнение. Кулаки внизу доходят до копчика.

    3. Несильно ударьте кулаками в области поясницы и копчика, затем нажмите, как бы ввинчивая их.

    Рекомендуется при болезнях нервной системы, легких, почек, печени, импотенции.


    Массаж ног

    1. Поставьте ноги чуть шире плеч, руки сожмите в кулаки. Наклоняясь в пояснице, нанесите несильные удары кулаками со стороны мизинца от бедер до голеностопного сустава. Проделайте то же самое, выпрямляясь.

    2. Согните немного ноги в коленях. Несильно похлопайте ладонями по коленям, а затем пальцами разомните область вокруг коленных чашечек.

    3. Проделайте упражнение 1-е, массируя кулаками заднюю поверхность ног.

    4. Поставьте одну ногу на полшага вперед. Положите одну ладонь на ее переднюю поверхность, другую – на заднюю. Медленно наклоняясь, массируйте ногу, несильно защипывая мышцы.

    5. Поставьте одну ногу на полшага вперед. Наклоняясь вперед, наносите несильные удары кулаками по ее боковым поверхностям.

    6. Разожмите кулаки и ладонями массируйте ногу снизу вверх и сверху вниз вдоль боковых поверхностей.

    Каждое упражнение проделайте по 9 раз.

    Хорошо помогает при нарушении циркуляции крови в ногах, снимает мышечную усталость, способствует уменьшению мышечных болей в ногах после нагрузки, а также применяется при воспалении седалищного нерва, бессоннице, головокружении, простуде.


    Массаж ступней

    1. Согните ногу в колене и поставьте ее на табурет или стул. Кулаками обеих рук нанесите несильные удары по тыльной части ступни, описывая круг от пятки, через кончики пальцев и вновь к пятке. Выполните 9 раз.

    2. Разомните пальцами стопу по той же траектории, отдельно разомните каждый палец.

    3. Сядьте на табурет, положите ступню одной ноги на колено другой и разверните ее вверх. Придерживая одной рукой за голеностопный сустав, кулаком другой руки нанесите удары по стопе. Выполните 9 ударов по каждой стопе.

    4. Сидя в том же положении, пальцами руки разотрите стопу вперед-назад, а также по круговой траектории. Обращайте особое внимание на центральную точку стопы, на которую нажимайте сильнее, вращая пальцы по часовой стрелке. Выполните по 9 раз на каждой стопе.

    По окончании массажа сделайте два глубоких вдоха-выдоха, полностью расслабляя тело. Массаж проводите утром и после тренировки, эффективность его повышается после ванны или парной, когда ваше тело разогрето. Массаж нельзя проводить при инфекционных заболеваниях, женщинам в период месячных, а частичный массаж – в период беременности, начиная с 4-5-го месяца.

    Таким образом, массаж можно использовать как оздоровительный метод, а также как составную часть тренировки кунфу. В последнем случае это принесет несомненно больше пользы, так как залог совершенствования человека заключен в комплексности тех методов, которые он использует.

    У мастеров кунфу Древнего Китая даже не было такого понятия, как «тренировка», ибо вся жизнь у них превращалась в непрерывный процесс саморазвития и самореализации. Не случайно ключевым понятием, применимым к описанию мастеров кунфу, было «цюань» – полнота или целостность, которая не оставляла вне кунфу ни единого момента бытия. Настоящий знаток кунфу всегда живет этим искусством вне зависимости от ситуации и времени суток.

    Немаловажную роль здесь играет умение наладить правильную жизнь. Не стоит это путать с размеренным образом жизни, хотя и он приносит хорошие плоды. В данном случае речь идет о разумном и естественном сочетании разных методов, которые объединены общим понятием «кунфу» – это практика базовых упражнений, дыхательно-медитативной техники, массажа, диетологии. Но прежде всего – реализация принципов боевой добродетели, видение духовно-глубокого и чистого мира за внешней суетой.

    Долгое время в секрете держалось именно такое сочетание элементов в жизни знатока кунфу, а не отдельные технические приемы, как это обычно думают. До сих пор народные школы бережно хранят свои семейные тайны, и знание даже сотни различных ударов, упражнений таолу еще не означает знания кунфу и тем более его понимания. Однако следует придерживаться определенных элементарных правил, которые рекомендовали мастера кунфу своим ученикам на первых этапах занятий, о чем мы и ведем речь.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх