• Солевые процедуры
  • Очистка кишечника глиняным раствором
  • Способы восстановления памяти при травмах
  • Избавление от точечных болей
  • Восстановление дыхания
  • Почему важно восстанавливать схему тела
  • Ароматерапия
  • Массаж и беседа со своим телом
  • Восстановительный массаж тела на границе боли
  • Поколачивание тела колотушками или лопаточками
  • Упражнения с ножами
  • Восстановление слуха
  • Купирование психического аффекта
  • Техника ударов
  • Выведение из пространства травмы
  • Система дополнительных методов реабилитации

    Солевые процедуры

    Один из первых шагов помощи при травме без переломов костей – солевая процедура. Соль прекрасно восстанавливает энергетические нарушения в костях и мышцах, связанные с сотрясением тела и распадом энергетических костей на составные части. Солевая процедура подготавливает потерпевшего для последующих манипуляций с физическим телом и виртуальными телами. Ее следует рассматривать как прелюдию остеорелизинга.

    Для солевых процедур годится морская соль или обычная поваренная соль крупного помола.

    Известно несколько вариантов солевых процедур.

    Первый вариант называется «стопы – кисти». Поставьте пострадавшего на соль и насыпьте ему соли в руки. Процедура длится около 5 минут. За это время соль разогревается и слегка увлажняется. Во время процедуры у пострадавшего происходит значительная перестройка мышечного тонуса – иногда наблюдаются непроизвольные сокращения мышц, озноб с дрожью. Соль под ногами и в кистях меняйте троекратно. Как показал опыт, больше трех раз за один сеанс проводить солевую процедуру не имеет смысла.

    Второй вариант процедуры проводят так: пострадавшего кладут лицом вниз на кушетку, накрывают легкой простыней и посыпают солью область позвоночника, лопаток и таза. Процедура длится около 5–7 минут до разогрева и увлажнения соли. Затем переверните пациента на спину и посыпьте солью дорожку по срединной линии тела от шеи до лобка и паховых складок. Кроме того, насыпьте солевые горки на ключицы, на область сосков, пупочную область, паховые складки и область половых органов.

    Третий вариант солевой процедуры проводят по схемам «голова – стопы» и/или «голова – кисти». Пострадавшего ставят стопами на соль и тщательно посыпают непокрытую голову крупной сухой солью. Процедура длится около 5–7 минут. Затем соль нужно стряхнуть с головы и убрать отработанную соль из-под стоп. Насыпьте пострадавшему соль в руки и вновь обработайте солью голову. После завершения процедуры остатки соли нужно смыть теплой водой. Влажное тело не вытирают, а промокают полотенцем.

    Очистка кишечника глиняным раствором

    Любая травма вызывает не только сотрясение мышц и костей, но и внутренних органов, в том числе желудочно-кишечного тракта. После травмы обычно нарушается моторика желудка и кишечника. Восстановлению нормальной функции желудочно-кишечного тракта способствует употребление слабого раствора глины.

    Как приготовить глиняный раствор?

    ? В 1 стакане воды растворяете половину чайной ложки глины и размешиваете. Отстаиваете раствор 5 минут. Часть глины осаждается на дно стакана, а часть находится во взвешенном состоянии. Раствор выглядит слегка замутненным. Пьют надосадочный раствор по полстакана 2 раза в день, и так в течение недели. Для восстановительных целей годится любая глина: желтая, красная, голубая или белая.

    Способы восстановления памяти при травмах

    После травмы пострадавший часто не помнит событий, непосредственно связанных с травмой. Подобные ситуации бывают после нервных потрясений, хирургических операций и испуга. Наряду с событиями травмы пострадавший не может вспомнить и другие события. Более того, нарушается запоминание новой информации.

    Как вы уже знаете, все, что происходит с человеком, записано в особой памяти тела. Доступ в кладовые памяти тела мы можем получить, исследуя пассивные движения тела и конечностей.

    Содержимое провала в памяти записано в непроизвольных движениях человека, не требующих от него ни физических, ни интеллектуальных, ни эмоциональных усилий. Во время пассивного движения конечности или туловища образ забытого события дает о себе знать:

    остановкой пассивного движения;

    резким ослаблением тонуса мышц и проваливанием руки и появлением самопроизвольного ритмичного автоматического движения;

    противодействием пассивному движению или повышением тонуса мышц и остановкой движения.

    Пострадавший в этот момент ощущает, что «тело не мое, чужое». Он с удивлением смотрит на свое тело и не узнает его. Если пострадавшего спросить в этот момент, где он сейчас находится, то ответ прозвучит неопределенно: «там». «Там» обозначает, что травмированный находится в области воспоминаний, в месте и во время травмы. Во время травмы всегда бывают эпизоды безосознания. Именно они формируют провалы в памяти.

    Задача мастера – исследовать пассивные движения тела пострадавшего человека и найти позу, где пассивные движения прерываются и появляются самопроизвольные движения или устойчивое сопротивление пассивному движению. Фиксирование конечностей или тела в этой позиции означает, что в памяти тела мы нашли выпавший из осознания эпизод травмы. Пребывание в позе самопроизвольных движений или сопротивления пассивному движению помогает восстановить провал в памяти.

    Как практически восстановить память?

    Способность к воспоминаниям возвращается после проведения специальных процедур.

    Процедура 1. Возвращение сознания из пространства в тело

    Переговоры с потерпевшим во время восстановления провалов в памяти ведут негромким расслабленным и чуть поющим голосом. Ваш голос должен слегка напрягать внимание потерпевшего.

    ? Встаньте рядом с пострадавшим и положите его ладонь на тыльную сторону вашей кисти, как показано на фото 41. Рука потерпевшего должна быть расслабленной и безвольно покоиться на вашей руке.

    Фото 41

    ? Предложите потерпевшему вспомнить какой-либо эпизод из травматической ситуации.

    ? Осторожно и медленно двигайте своей рукой вверх или вниз до ощущений сопротивления пассивному движению или до появления самопроизвольных качающихся движений руки потерпевшего, или до ощущения проваливания руки потерпевшего по длинной дуге с фиксацией в новой позиции.

    ? Остановившись в новой позиции тела и руки, предложите потерпевшему оглядеться и найти свои глаза вне тела. Потерпевший в эти моменты пребывает в том времени, когда случилась травма. Предложите ему посмотреть на себя сверху и сбоку, как будто его глаза висят над потолком, (или же глаза находятся сбоку на уровне глаз, примерно в полуторах метрах от тела, или же глаза находятся у пола, на уровне лодыжек, примерно в 2–3 метрах от тела).

    ? Попросите потерпевшего рассказать, что он видит. Как правило, пациент рассказывает забытый было эпизод травмы с мельчайшими подробностями. Признак того, что потерпевший нашел содержимое провала памяти, – неподвижность тела и отсутствующий неподвижный взгляд-застывание. Период застывания может длиться 1–5 минут. Застывание сменяется периодом легкого ритмичного покачивания тела, быстрыми движениями ресниц, движениями глазных яблок. Вход в это состояние означает, что потерпевший переводит образ в слова. Иногда процедура занимает всего 2–3 минуты, но иногда длится около получаса.

    ? После восстановления пациентом в памяти забытого эпизода резко хлопните своей свободной рукой по руке потерпевшего (она на вашей руке) и четко, громким голосом предложите ему вернуть глаза на место и больше не отпускать их гулять, где попало.

    ? Дайте отдых потерпевшему.

    Если с первой попытки воспоминания не случилось, ничего страшного: попытки можно повторять неоднократно.

    Процедура 2. Гимнастика марионеток

    Способ восстановления провалов в памяти основан на фундаментальных законах движений рук человека в пространстве вокруг тела. Восстановление памяти по этой методике можно проводить как под руководством тренера при групповых занятиях, так и самостоятельно.

    Движения тела при выполнении процедуры напоминают движения кукол в театре марионеток. Отсюда и название метода: гимнастика марионеток.

    В норме пространство вокруг человеческого тела организовано следующим образом: оно поделено на секторы автоматического и произвольного (с участием внимания и воли) движения рук. Секторы автоматического движения рук очень узкие – каждый сектор ассоциирован с одним из пальцев руки. Секторы движения руки с участием внимания и воли широкие. В секторах автоматического движения руки перемещаются в такт дыханию. В секторах произвольного движения рук дыхание не оказывает влияние на перемещения рук. В норме выпрямленная рука свободно осуществляет автоматические и произвольные движения во всем объеме пространства.

    У травмированных с провалами памяти наблюдается совершенно другая картина пространства вокруг тела и организация движения рук в плечевом суставе. Пострадавший очень неохотно и неловко совершает движения выпрямленными или слегка согнутыми руками. Чтобы совершить движение рукой, пострадавший либо оттягивает плечевой сустав назад, либо выносит его вперед. Руку при этом он сгибает в локте под углом, а кисть разгибает в лучезапястном суставе. Рука принимает неестественное вывернутое (вычурное) положение (фото 42).

    Фото 42

    Положение секторов в пространстве вокруг тела также изменено: секторы первого и второго пальцев руки сближены. Угол между секторами второго и третьего пальцев увеличился, сектор четвертого пальца занял место сектора первого пальца. Сектор пятого пальца выходит из переднего квадранта в задний.

    Провалы в памяти на события «записаны» преимущественно в секторах автоматического движения рук. Провалы в памяти на логические операции представлены в секторах движения рук с участием внимания и воли.

    Как помочь пострадавшему восстановить память?

    В вычурных движениях тела травмированного заложена программа самовосстановления. Но сама программа не лечит – лечит себя человек, использующий программу самовосстановления. Телу выгодно двигаться в режиме вычурных движений, следовательно, ему нужно помочь.

    ? Согнем обе руки в локтях и разогнем лучезапястные суставы – придадим рукам вычурное положение.

    ? Вытянем один плечевой сустав вперед, а второй подадим назад до появления стандартной вычурной позы: туловище ротировано и изогнуто двумя дугами от таза к шее и от шеи к голове, одна рука впереди туловища, другая позади, нижняя челюсть самопроизвольно отклонилась в сторону вытянутой вперед руки.

    ? В вычурной позиции тело застывает, а глаза начинают интенсивно двигаться, что обозначает активный поиск забытого фрагмента. Движения глаз сменяются легкими движениями челюсти – признак фиксации забытого эпизода. Возвращение выдвинутой челюсти на место означает завершение фиксации забытого эпизода и готовности к переходу в новое состояние – встраивание эпизода в сценарий травмы. При встраивании в сценарий травмы происходит распрямление туловища.

    ? Вращаем кистями до появления автоматических вычурных движений рук. В фазе вычурных движений рук происходит превращение образа сцены в словесную форму. Вычурные движения резкие, с большими паузами между отдельными движениями. В паузах происходит переформирование пространства вокруг тела и возвращение к нормальной функции памяти. В целом движения напоминают игру кукол в театре марионеток.

    ? Движения рук происходят на фоне автоматических гримас – начинается освобождение мимической и жевательной мускулатуры. Особенно интенсивна игра гримас во время паузы. Гримасы на лице берут на себя роль водителя движений тела. Гримасы ни в коем случае нельзя подавлять. Подавив их, вы разрушите программу самовосстановления.

    ? Во время паузы происходят предусмотренные реакции: зевота, чихание, отяжеление век, ватные ноги, сонливость. Одна из важных реакций – психологическое напряжение и желание закричать. Дождитесь сильного напряжения и вложите всю силу в крик. Вначале получится только хрип и в лучшем случае писк. Но голос достаточно быстро открывается – крик становится полноценным. Освобождающий крик – неотъемлемый элемент гимнастики марионеток. После крика руки и тело автоматически занимают новое положение, и цикл повторяется снова.

    ? По мере восстановления движений освобождающий крик дополняется новым элементом – прыжком. Во время подъема эмоционального напряжения появляется смутное желание крикнуть и прыгнуть – предощущение крика и прыжка. Зацепитесь вниманием за это образ и постарайтесь крикнуть. Крик прокладывает дорогу освобождающему прыжку. Вкладывайте волю, сознание и силу в крик и прыжок. Вовлечение в гимнастику марионеток ног и появление прыжков – признак движения в правильном направлении.

    ? Вкладывание сил в крик и прыжок – мощное дополнение к автоматизмам. В крик и прыжок вы вкладываете силу Я, осознание тела и волю к жизни. Без вашего личного участия и стремления к здоровью результаты воздействий неутешительны.

    ? Предоставьте возможность телу двигаться в вычурном режиме до завершения автоматизмов. Завершение процедуры знаменуют предусмотренные реакции – потоотделение, чихание, чувство изнеможения, переходящее в легкость в теле, в ясность мышления.

    После прекращения автоматических движений забытый эпизод всплывает в памяти, а пространство вокруг тела принимает обычную структуру. Занимающийся гимнастикой марионеток отмечает значительное улучшение памяти, ловкости и физической выносливости.

    Неоднократное выполнение гимнастики марионеток позволяет восстановить пробелы в памяти и хорошую интеллектуальную форму.

    Избавление от точечных болей

    Точечные боли сопровождают травмы, воспалительные заболевания костей, суставов и внутренних органов. Любой воспаленный орган дает о себе знать болевыми проекциями на кожу, сухожилия и кости. Точечные боли всегда сопутствуют вялотекущим и хроническим воспалительным процессам.

    Возникновению точечных болей способствуют не только воспаления тканей, но и следы ранее пережитых травм и конфликтов. В точечных болях скрыты наши ожидания и опасения за будущее. Точечная боль – комплекс сегодняшних, вчерашних и завтрашних проблем человека. Обычными способами точечные боли плохо поддаются излечению.

    Учитывая, что в точечных болях велика доля психологического компонента, разумно воздействовать на них с психофизиологических позиций. Боль – это особое внутреннее Я со своим сознанием и другими чертами личности. Необходимо найти способ психологического контакта с особенным внутренним Я. Контакт с внутренним Я боли достигают, используя психофизиологическую закономерность, отраженную на рис. 19.

    Рис. 19

    Рассмотрим график зависимости интенсивности точечной боли от величины силы давления на точку боли. Увеличение давления на болезненную точку приводит к увеличению интенсивности боли. На определенном уровне силы давления интенсивность боли резко падает, она становится переносимой, и человек входит в особое состояние психологического контакта с болью как с отдельной личностью. Незначительное повышение силы давления на точку прекращает психологический контакт с болью, и боль снова становится интенсивной. Таким образом, поддерживая определенную силу давления на болевую точку, мы получаем доступ к субличности боли при невысокой интенсивности физической боли.

    Во время контакта с болью ей можно задавать вопросы и получать ответы. Как правило, в образе боли предстает человек, с которым мы встречались в жизни и с которым остался неразрешенный конфликт. Во время диалога с болью-образом конфликт можно разрешить, что приводит к исчезновению точечной боли и ослаблению воспаления.

    Для доступа к боли используйте металлические, деревянные и костяные щупы. Щуп – это небольшая палочка с закругленным концом. В качестве щупа хороши тупо зачиненные карандаши.

    Технически диалог с болью проводят следующим образом.

    ? Прикасаемся щупом к болезненной точке. Если боль в точке очень интенсивная, прикасаться к болезненной точке не следует. В области болезненной точки примерно на расстоянии одного сантиметра от нее находятся дополнительные точки, к которым можно прикоснуться, нажать на них и войти в психологический контакт с болью. Нажатие щупом производите медленно и осторожно.

    ? Во время нажатия задавайте потерпевшему (или самому себе) следующие вопросы:

    – Какого цвета боль?

    – Мужчина или женщина?

    – Кто ты?

    Обычно после наводящих вопросов всплывает образ человека и сцена конкретного конфликта.

    ? Вступайте в диалог с вызванным образом. Найдите позитивное решение конфликта. Если вы – мастер – помогаете потерпевшему преодолеть боль, то ваша задача исключительно техническая: нажимать щупом на болевую точку и поддерживать контакт для осуществления диалога. Со своей болью потерпевший должен договориться сам. Любое вмешательство извне в виде советов усиливает боль, и контакт прерывается.

    ? После завершения диалога снимите щуп с болезненной точки, возьмите (вручите потерпевшему) лист бумаги, ручку и карандаш. Нарисуйте или напишите на листке то, что душа просит: и два слова, и крючок, и полная страница текста – все они являются завершающим этапом диалога.

    ? Дайте возможность передохнуть потерпевшему и снова верните его к процедуре психологического контакта с болью в той же самой точке или в ее окрестностях. Во время одного сеанса на одной и той же болевой точке удается отыскать до 3–5 образов старых травм или незавершенных конфликтов.

    Точечные боли требуют к себе пристального внимания. По сути точечная боль – это собрание следов травм и неприятных переживаний.

    Восстановление дыхания

    Восстановление нарушенного дыхания может быть как самостоятельной задачей, так и сопутствующей – при травмах, переутомлении, высотной болезни, нокдаунах и нокаутах у спортсменов. Экстренные меры по восстановлению дыхания состоят из следующих действий:

    массаж носовой перегородки и носогубной складки;

    растягивание кожной складки на шее в области гортани;

    расслабление подъязычно-щитовидной мембраны;

    растяжение ключицы.

    ? После оказания экстренной помощи и восстановления достаточного для поддержания жизни объема дыхания в более спокойной обстановке проведите следующие мероприятия:

    массаж и расслабление мышц грудной клетки – больших грудных мышц, трапециевидных мышц, широчайших мышц спины;

    разгрузку от напряжения лопаток;

    разгрузку межлопаточного промежутка;

    разгрузку подвздошно-большеберцового тракта;

    разгрузку тазобедренного сустава;

    разгрузку голеностопного сустава.

    Почему важно восстанавливать схему тела

    Схема тела – психическая модель представлений о своем теле. Благодаря виртуальной схеме тела мы знаем, где у нас находится та или иная конечность. Человек физически может выполнить лишь то движение, которое может выполнить виртуальная схема тела. Схема тела нарабатывается ребенком по мере овладения алгоритмами движений.

    Почему нас интересует схема тела?

    Человек с нарушенной схемой тела неловок и невнимателен. Движения конечностей и туловища не согласованы, он часто спотыкается на ровном месте, путает правое и левое, не вписывается в дверные проемы, сталкивается с людьми при ходьбе, как будто он их не видит. Человек с нарушенной схемой тела как будто ищет травму. С другой стороны, травма, сотрясения тела, болезни и драматические переживания приводят к нарушениям схемы тела.

    Схему тела необходимо восстанавливать по двум причинам: для профилактики травм и для реабилитации после травм – восстановления объема и ловкости движения тела.

    Собственную схему тела можно увидеть в пограничном состоянии между сном и бодрствованием. Ее видят в виде полупрозрачных человечков. Схему тела изучают по рисункам собственного тела. Каждый человек имеет несколько схем тела, различных по окраске, размерам и функции. Наиболее часто для отражения собственных схем тела люди выбирают карандаши серого, розового (телесного), серебристого, синего, зеленого, платинового и коричневого цветов. Однако самый подходящий инструмент для рисования схем тела – простой мягкий, так называемый плотницкий, карандаш. Схемы тела, нарисованные им, хорошо отражают действительное положение дел.

    Как оценивать схему тела на рисунках? Существуют 4 правила:

    правое уравновешено левым;

    верхнее уравновешено нижним;

    переднее уравновешено задним;

    внутреннее уравновешено внешним.

    На рисунке проводят дополнительные линии.

    Первую линию проводят вертикально из макушки. Линия должна разделить тело на две равные половины, правую и левую. Равенство правой и левой половин тела на рисунке означает сбалансированность физических и психических напряжений в теле человека. Неравенство правой и левой частей туловища на рисунке означает дисбаланс физических и психических напряжений в теле. Часть тела, нарисованная увеличенной, обычно отличается болезненностью или повышенным тонусом мускулатуры.

    Вторую линию проводят через талию горизонтально. Линия должна разделить тело на две равные части, верхнюю и нижнюю. Неравенство верхней и нижней частей тела на рисунке свидетельствует о нарушении осознания тела и невозможности полноценно управлять движениями верхней и нижней частей тела. Уменьшение размеров половины тела свидетельствует о трудностях овладения новыми алгоритмами движений, о забывании навыков сложных и точных движений при сохранении инстинктивных древних движений.

    На рисунке человека в профиль проводят вертикальную линию через наивысшую точку на голове. Линия должна разделить тело на равные переднюю и заднюю части тела. Равенство передней и задней частей тела свидетельствует о хорошем чувстве окружающего пространства, ловкости движений и развитом чувстве равновесия. Неравенство передней и задней половин тела на рисунке говорит о нарушении чувства окружающего пространства, головокружениях, случайных падениях и склонности к травмам.

    Под «внутренним» понимают выражение глаз, мимику и жесты. Несмотря на простоту рисунков глаза и жесты нарисованных человечков очень выразительны и отражают эмоции, переживаемые человеком, но не выносимые на обозрение. Иными словами, глаза и жесты рисунка отражают то, что человек хочет скрыть от окружающих. Улыбка может принадлежать и внешнему и внутреннему, но чаще улыбка принадлежит внешнему. Через улыбку на рисунке человек выражает то, что он хочет донести до окружающих. Улыбка – есть нереализованное желание ответного чувства, ожидаемого от окружающего мира. Эмоциональное содержание улыбки всегда нужно соотносить с выражением глаз, согласуются ли эмоциональные составляющие образа между собой. При уравновешенности внутреннего (выражения глаз и жестов) и внешнего (улыбки) они не противоречат друг другу. При неуравновешенности внутреннего и внешнего улыбка и глаза не соответствуют друг другу и обозначают логико-эмоциональные противоречия, которые вызывают психологический стресс. Жесты в таких случаях выглядят нелепыми.

    Под «внешним» понимают устойчивость тела в пространстве, наклоны тела вперед, назад, вправо или влево. Неустойчивость тела на рисунке характеризует психологическую неуравновешенность и склонность к эмоциональным взрывам и депрессиям.

    На рисунке человек отражает лишь те части тела, которые он хорошо ощущает. Если ощущения тела не нарушены ни в одной части тела, то рисунок выглядит гармоничным, все части тела прорисованы хорошо и тело на рисунке выглядит пропорциональным.

    Если какая-то часть тела ощущается более интенсивно, чем другие, то на рисунке она выглядит увеличенной. Ослабление ощущений тела на рисунке отражается уменьшением размеров тела. Части тела, которые человек не ощущает, он не рисует.

    А теперь поговорим о техниках восстановления схемы тела, поскольку, как вы, наверное, успели убедиться, восстановление схемы тела – важнейшая задача при реабилитации после травмы или воспалительных заболеваний.

    Схема тела – продукт деятельности психики, виртуальная модель тела, существующая в сознании. Поэтому восстановление схемы тела основано на активизации осознания собственного тела. Хорошо зарекомендовали себя

    ? следующие методики:

    ароматерапия,

    восстановительный массаж на границе боли,

    поколачивание тела колотушками,

    прорисовывание собственного тела,

    упражнения с ножами.

    Ароматерапия

    Ароматы хорошо восстанавливают схему тела. Вдыхайте ароматы кофе, корицы, ванилина, душистого перца, эфирных масел. Годятся все ароматы, которые не вызывают у вас неприятных ощущений. Универсального аромата для всех не существует: одним нравится запах бензина, а у других он вызывает головокружение.

    Сеанс ароматерапии должен длиться не более 2–3 минут. Длительные сеансы вдыхания ароматов неэффективны.

    Массаж и беседа со своим телом

    Массируйте и ощупывайте свое тело от кончиков пальцев на ногах до волос на голове. Во время массажа и ощупывания тела задавайте себе вопросы: «Какое ты, мое тело? Что тебе нравится? Почему ты отвергаешь это?» Под «это» вы должны подразумевать вполне конкретную ситуацию, которая вам не нравится. Массаж и ощупывание тела привлекают ваше внимание к собственному телу и способствует восстановлению схемы тела.

    Рисование собственного тела после ощупывания и массажа служит заключительным этапом восстановления схемы тела. Возьмите цветные карандаши и листки бумаги и тщательно рисуйте свое тело,

    ? придерживаясь следующих правил:

    рисуйте тело по отдельным частям, кисти, руки, туловище, стопы, ноги, шея голова, волосы;

    отдельно нарисуйте губы;

    нарисуйте глаза;

    нарисуйте свое тело целиком в фас и со спины;

    после прорисовки тела письменно ответьте себе на вопросы: «Что хочет мое тело? К чему стремится мое тело?»

    Травмированный может сопротивляться, отказываться рисовать. Однако необходимо проявить настойчивость и искусство убеждения. Ваши сильные аргументы: если не восстановить схему тела, то риск повторных травм очень велик. Это абсолютная правда, как и то, что яблоко всегда падает вниз, но никогда самостоятельно не поднимается вверх.

    Восстановительный массаж тела на границе боли

    Массаж тела может проводить массажист, но лучше, если пострадавший проводит массаж сам. В этом случае его внимание обращено на собственное тело, что ускоряет восстановление схемы тела.

    В чем особенность массажа на границе боли?

    Обычный массаж проводится таким образом, чтобы не вызвать болезненных или неприятных ощущений. Цель традиционного массажа – раскрепостить мышцы и сухожилия. Массаж для восстановления схемы тела преследует особую цель – наилучшее осознание своего тела. Прекрасный способ осознания – предболезненные ощущения.

    Приемы массажа классические: растирание, разминание и выжимание, однако проводит их пострадавший медленно, с акцентом на усилие. Усилие должно быть таким, чтобы возникало ощущение предболезненности. Если приложить б?льшую силу или ускорить массаж, то возникнет боль. Нет: боль должна быть рядом, но не должна ни в коем случае проявляться ярко!

    Замедленный массаж с акцентом на растягивающее или сжимающее усилие активизирует внимание и помогает осознанию тела. Как и при обычном массаже, при массаже на границе боли наблюдается расслабление мышц, погружение человека в сноподобное состояние с обилием образов и видений. Вызванные массажем образы и видения необходимо утилизировать – вывести их из области подсознания в реально ощутимый объект.

    После массажа, проделанного самим потерпевшим, вручите ему листы бумаги, ручку, карандаши или кисточки с красками. Мягко, но настойчиво предложите написать рассказ или нарисовать картинку о том, что душа просит. Картинка или рассказ служат важным этапом консолидации схемы тела в единую и неделимую структуру. Картинка чаще всего носит фантастический или символический характер, но именно ее иррациональность предопределяет лечебный эффект.

    Нарисованные потерпевшим картинки или написанные им рассказы ни в коем случае не должны подвергаться критике или интерпретации! Наоборот, вы должны сопровождать все рисуемое возгласами искреннего восхищения: «Великолепно! Как это здорово и точно подмечено!» С точки зрения случайного человека, рассказ или картинка кажутся полным бредом, но для потерпевшего его произведения – исцеляющая схему тела пилюля.

    Поколачивание тела колотушками или лопаточками

    Техники поколачивания колотушками подробно описаны в главе «Выстукивание колотушками». Цель поколачивания – осознать свое тело. Тело поколачивайте до ощущения легкого и приятного жжения. Легкое жжение кожи помогает осознать свое тело.

    Упражнения с ножами

    Особое место в восстановлении схемы тела принадлежит упражнениям с ножами (или холодным оружием). Современные тренинги достались нам как «перефразированные» боевые упражнения наших предков, воевавших часто и обязательно с использованием холодного оружия. Для наших целей в рамках этой книги я дам техники с охотничьим или кухонным ножом, имеющим большое лезвие. Это замечательные тренинги, переданные от предков и записанные за нашими современниками, которые обязаны владеть в совершенстве любым оружием в любой обстановке.

    Тренинги с ножами обладают двунаправленным действием: восстанавливают схему тела и тренируют внимание.

    Для тренингов по сборке схемы тела нужны ножи с длинным лезвием и легкой рукояткой, потому что нож необходимо уравновешивать на своей руке, а нож с тяжелой рукояткой и коротким лезвием уравновесить на руке невозможно.

    Тренинг 1. Уравновешивание ножей на указательных пальцах

    Возьмите два одинаковых ножа и уравновесьте их на указательных пальцах правой и левой рук. Затем начните медленные движения руками вверх и вниз, совершайте приседания и кружение на месте. Ваши движения должны напоминать танец. Какое бы положение ни приняло ваше тело, ножи должны оставаться в равновесии (фото 43).

    Фото 43

    Посвящайте тренингу уравновешивания ножей хотя бы 10–15 минут в день, и ваша схема тела будет безупречно служить вам.

    Тренинг 2. Восстановление полноты осознания Я Возьмите нож двумя руками. Держите его острием вверх перед собой, не напрягая рук, как показано на фото 44.

    Фото 44

    Зафиксируйте свое внимание на острие ножа и удерживайте его там не менее одной минуты. После того как вы успокоились и достигли равновесия, расфокусируйте зрение, чтобы внимание ушло с острия ножа. Ваши руки начнут медленно автоматически двигаться по дуге к вашей голове. Если у вас все в полном порядке с осознанием собственного Я, то острие ножа автоматически устремится к точке на 10–15 см выше крыши черепа. Там находится энергетический центр власти над собой (фото 45а, б).

    Фото 45а

    Фото 45б

    Достигнув центра власти над собой, острие ножа застывает в нем. Ваше внимание должно оставаться расфокусированным. Через некоторое время вы начнете осознавать все тело целиком как неделимый монолит. После осознания неделимости тела руки автоматически начинают медленное обратное движение к исходной позиции.

    У мастеров на этот тренинг уходит около 30–40 минут – столько длится осознание полноты своего Я.

    У начинающих острие ножа движется к энергетическим центрам на верхней половине тела или головы. Острие ножа прикасается к телу, и вы постепенно осознаете фрагменты собственного тела. Как правило, начинающий удерживает острие ножа на теле около 3–5 минут, и этого вполне достаточно для инициации восстановления схемы тела. После возвращения рук в исходную позицию снова фиксируйте внимание на острие ножа, расфокусируйте зрение и повторяйте тренинг. Острие ножа начнет двигаться уже к другому энергетическому центру на теле. В течение одного занятия таким образом вы осознаете 3–4 фрагмента вашего тела.

    Проводить тренинг необходимо и с другой позицией ножа. Возьмите нож двумя руками, но острие направьте вперед, а лезвие – вверх (фото 46).

    Фото 46

    Сфокусируйте внимание на лезвии ножа. Вы смотрите на него, как на дорожку, уходящую вперед. Медленно пройдите взглядом по лезвию ножа от себя кпереди и соскользните с взглядом с лезвия ножа. Руки начнут по дуге опускать нож к энергетическим центрам нижней половины тела. В дальнейшем все происходит, как обычно: прикосновение ножа к телу, осознание его, возвращение ножа в исходную позицию и повторение цикла.

    Восстановление слуха

    Практически все травмы тела вызывают одностороннее или двустороннее понижение слуха. Происходит это вследствие прямых травм височной кости или вследствие накопления напряжений костной тканью энергии ударных волн. Напряженная костная ткань плохо проводит звук, и нарушается костное звукопроведение к органу слуха. Кроме того, перераспределение напряжений в черепной коробке деформирует ее и височную кость в частности, что создает препятствие для нормальной функции органов слуха и равновесия. (Органы слуха и равновесия спрятаны внутри височной кости.) Именно поэтому пострадавшие после травм жалуются на снижение слуха и головокружение.

    Восстановлению слуха способствует выравнивание напряжений в черепной коробке и снятие деформаций височной кости. Так как череп включен в общую систему перераспределения напряжений в теле, воздействию подвергается все тело в целом.

    ? Алгоритм восстановления слуха таков:

    системное выравнивание напряжений в теле;

    перераспределение напряжений в черепной коробке;

    прицельное перераспределение напряжений в височной кости.

    Первый этап восстановления слуха – системное перераспределение напряжений в теле и общее снижение психофизического стресса. Этап включает в себя общий массаж тела, выстукивание скелета колотушками (стопы, кисти, области входов-выходов энергии), прямое расслабление скелета (предплечья, голени, таз, позвоночник) и утилизация высвобожденных из тела образов.

    Второй этап – выравнивание напряжений в черепной коробке и разблокирование височной кости – включает в себя следующие операции:

    сжатие (компрессия) черепа по диагоналям;

    растяжение височно-теменного шва;

    растяжение височно-затылочного шва;

    покачивание лобных костей черепа;

    тщательное выстукивание костей черепа;

    высвобождение образов.

    Третий этап – выстукивание височной кости и ее сосцевидного отростка (в сосцевидном отростке расположены каналы проведения звука по костной ткани), разгрузка наружного слухового прохода, высвобождение образов.

    Купирование психического аффекта

    Психический аффект можно прекратить различными способами. Поколачивание, например, применяют при психомоторном возбуждении пострадавшего. Способ прост и очень эффективен. Суть способа – нанести легкие и эластичные удары с оттяжкой в «зоны ясного сознания».

    ? Известно пять зон ясного сознания:

    непарная зона в области надпереносицы;

    парная зона в области сухожилий больших и малых грудных мышц справа и слева (рис. 20а);

    Рис. 20а

    парная зона в области сухожилий широчайшей мышцы спины справа и слева;

    парная зона наружных верхних областей ягодиц в месте расположения ягодичной фасции (рис. 20б);

    Рис. 20б

    парная зона на стопах в области пяток (рис. 20в).

    Рис. 20в

    Техника ударов

    Удар в надпереносицу наносится скрыто. Одной рукой вы отвлекаете внимание, показывая что-нибудь потерпевшему. В это время быстро подходите к нему, вторую свою руку прячете в области живота, поднимаете ее скрыто до надпереносицы и легко ударяете ритмогенной зоной кисти, затем резко оттягиваете руку назад. На мгновение потерпевший замирает от неожиданности и вдруг начинает радостно смеяться. Кризис преодолен. Для большей уверенности в успехе наносите легкие удары в области сухожилий грудных мышц, широчайшей мышцы спины и по наружным верхним областям ягодиц. По пяткам ударяют редко вследствие того, что пострадавшему приходится разуваться для манипуляции.

    Воздействие практически на любую кость облегчает состояние острого аффекта. Тем не менее целесообразно выделить участки тела, воздействие на которые особенно эффективно. При состоянии оглушенности и при отсутствии осознанности в глазах и действиях на первом этапе помощи необходимо разгрузить пострадавшему стопы, голени и кости черепа.

    На стопах в первую очередь следует разгружать пяточную и таранные кости.

    Голень разгружают приемом взятия «на излом».

    На черепе разгружают скуловые дуги и глазницы.

    При резерве времени разгрузите травмированному кости грудной клетки – ключицы и лопатки.

    Выведение из пространства травмы

    Но далеко не все травмы предсказаны сновидениями. Эти травмы – особенные, они зависят от местного изменения структуры пространства, в котором оказался человек. Внезапные возмущения структуры пространства приводят к травмам энергетических и физических тел человека, оказавшегося в зоне возмущения. Проиллюстрируем это положение конкретным примером.

    30-летний Сергей получил травму с переломом ноги. Он спешил к машине, внезапно оступился, упал и почувствовал резкую боль в ноге. После оказания ему медицинской помощи и наложения гипсовой повязки мы анализировали механизм травмы. Вернув Сергея в прошлое, к моменту травмы, я предложил ему нарисовать структуру пространства до травмы и непосредственно во время падения. По ощущениям Сергея его правая нога подвернулась в тот момент, когда «пространство качнулось, упало набок и завертелось как юла».

    Память тела хранит следы возмущенного пространства во время травмы, поэтому во время реабилитации следует предусмотреть возвращение тела из возмущенного состояния в невозмущенное.

    Как снять с тела следы возмущенного пространства?

    ? Известен старинный ритуал снятия следов возмущенного пространства с травмированного человека. Старые мастера называли процедуру снятием печати времени и места, подразумевая под этим следующее: после травмы человек достаточно долго живет моментом травмы, то есть он все еще находится на том месте и в тот момент времени, когда происходила травма. Тело хранит печать времени и место травмы десятилетиями. Хотя травма была давно, пострадавший живет по ее законам.

    В старину ритуалу очищения подвергали людей после травм, пожаров, неудачных родов, распада семьи, после длительного отсутствия на родине, а также воинов, вернувшихся с поля брани. Претерпевшие, так их называли раньше, должны забыть пережитые катаклизмы, выйти из прошлого и войти в настоящее, иначе претерпевший не сможет вернуться к нормальной жизни. (Не то ли самое произошло со многими воинами, сражавшимися на полях Великой Отечественной войны: они так и не смогли вернуться к мирной жизни, а переживали вновь и вновь боевые события. Сейчас эту проблему психологи решают с воинами, прошедшими Афганистан и кавказские конфликты.)

    Прошлое цепко удерживает сознание человека в своих объятиях, и претерпевший в старину не переступал порог родного дома, пока не проходил обряда выхода из прошлого времени и входа в настоящее время. Невыполнение ритуала снятия печати времени и места грозило дому бедой.

    Ритуал проводится в три этапа: отсечение, выход-вход, окуривание. Делать это надо на закате солнца. Если ритуал проводят в помещении, пострадавшего ставят или кладут на белый холст лицом к заходящему солнцу. Холст и тело посыпают слегка увлажненным зерном. В рот пострадавший кладет горсть зерен и держит их там до окончания процедуры. Лицо и голову травмированного накрывают черным платком.

    Мастер берет в руки длинный нож и рубит ножом пространство вокруг тела, «отсекая его от прошлого» с восьми сторон. Затем острием ножа мастер прикасается ко лбу, к макушке, затылку, пояснице, к паху и пяткам потерпевшего. Нож после этого следует воткнуть в землю на полчаса. В завершение процедуры вылейте на голову травмированного холодную и горячую воду (но не обжигающую кожу). Зерна с холста и изо рта собирают и закапывают в землю, а холст и платок стирают.

    Если ритуал проводили на открытом воздухе, то претерпевшего ставили лицом к солнцу, проводили отсечение от пространства, затем поворачивали его спиной к солнцу, перед ним выкапывали небольшую канавку, через которую он должен был переступить. Платок снимали после перехода через канавку.

    ? Выход-вход проводят по следующей технологии: претерпевший раскрывает пространство перед собой так, как будто он раздвигает две занавески, затем высоко поднимет ногу и перешагивает через невидимую преграду высотой примерно 50–60 сантиметров. Перешагнув преграду, он делает полный оборот и входит в новое пространство.

    ? Окуривание проводят дымом от тлеющего пучка полыни, шалфея или зверобоя. Эффективно также окуривание ладаном. В идеале человека ведут на место, где он получил травму, и там проводят ритуал отсечения и выхода-входа. Окуривание проводят в любом другом месте, желательно вне дома у небольшого костра.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх