• Давай строить башню из кубиков!
  • Существуют ли «интегративные» игрушки?
  • Нет решений, одинаково правильных для всех
  • Вожделенная инвалидная коляска: вспомогательное терапевтическое средство или игрушка?
  • Игрушки не должны быть дорогими
  • «Интегративные» игровые средства: специальные игрушки для особых детей?

    Давай строить башню из кубиков!

    Утро в детском саду. Андреас – мальчик с церебральным параличом, сопровождающимся общим отставанием в развитии, наблюдает за тем, как воспитательница играет с тремя детьми в настольную игру. Задача игры —строительство башен.

    «Камни» для строительства каждый игрок должен добыть самостоятельно, выполняя различные задания. Через несколько минут Андреас отворачивается от играющих, идет к шкафу с игрушками и берет оттуда несколько кубиков разного размера. Он кладет их на мат из пенопласта, лежащий на середине комнаты. Андреас садится, скрестив ноги, и начинает строить башни из кубиков. За его действиями наблюдает один из обычных детей. Андреас жестом подзывает его, и они начинают вместе строить башни, а затем ломать их. Мальчики радуются, смеются; они дополняют друг друга в игре. Чуть позже мальчики встают и пытаются найти в комнате другие кубики. Через 15 минут они заканчивают игру и по просьбе воспитательницы относят кубики на место. Эта ситуация показывает, как особый ребенок может придумать игру на конструирование и играть в нее вместе с обычным мальчиком. В качестве игрового средства здесь выступают кубики. Такая игра способствует тренировке и развитию фантазии, мелкой моторики, терпения, речевых навыков, умения идти навстречу и учитывать интересы другого. Игрушки выполняют здесь «педагогическую» функцию, предоставляя возможность особым и обычным детям лучше узнать окружающий мир. Они воздействуют на психомоторную, когнитивную, эмоциональную и социальную сферы, способствуя их развитию в соответствии с индивидуальными задатками ребенка.

    Существуют ли «интегративные» игрушки?

    Какими должны быть игрушки в интегративных детских садах?

    Они должны быть как можно более универсальными, т.е. такими, чтобы с их помощью можно было играть в самые разные игры (двигательные игры, игры в строительство, ролевые игры и т. п.).

    Они должны подходить детям с различной степенью развития сенсомоторных способностей (зрения, слуха, осязания, хватания, двигательных способностей).

    Они должны стимулировать возникновение общих игр (ролевых игр и игр с правилами).

    Они должны иметь по возможности гибкую форму и изменяемые свойства поверхности (природные материалы, остатки тканей и пр.).

    Они должны стимулировать двустороннее установление контакта (например, пальчиковые куклы, карманные фонарики).

    Они должны предоставлять возможность обычным и особым детям выражать свои чувства и реализовывать свои идеи.

    Перечисленным требованиям должны отвечать все игровые средства, имеющие педагогическую ценность. Но что тогда отличает «интегративные» игрушки от прочих? Для выяснения этого вопроса была создана специальная рабочая группа из воспитательниц. Члены группы пришли к выводу: в интегративной группе детского сада в принципе могут быть использованы любые игрушки.

    Нет решений, одинаково правильных для всех

    Выбор и использование игровых средств в интегративных детских садах не может производиться по какому-то единому шаблону. В целом здесь действует правило: иногда лучше меньше, да лучше! В наш потребительский век мы можем «задавить» детскую игру избытком игрушек. В целях стимулирования игровой деятельности игрушки должны тщательно отбираться в соответствии с потребностями ребенка.

    Все дети – и особые, и обычные – проходят в своем развитии различные стадии. Мискес (Mieskes, H., 1974, S. 93) отмечает: «В наше время детство и отрочество отличает то, что дети одних лет теперь больше, чем раньше, различаются уровнем развития. Следствие: игрушки, которые можно рекомендовать определенным детям такого-то возраста как соответствующие их интеллектуальному уровню, могут уже или еще не подходить другим детям того же возраста». Решение о том, каким детям какие игровые средства могут быть предложены, должны принимать воспитатели. В особенности это касается выбора игрушек для интегративной игры. Внимательное наблюдение за особым ребенком позволяет ответить на вопрос, какие игровые средства подходят этому ребенку на его теперешней стадии развития.

    В начале своего пребывания в детском саду Тургут не в состоянии сделать ни шага. Он, как вкопанный, стоит на одном месте и не двигается. Его крупные и мелкие движения – очень неуклюжие, беспомощные. Футбольный мяч, наряду с другими факторами (игровое и социальное поведение воспитательниц и детей; игровые и познавательные процессы, в которые вовлечен Тургут), способствует тому, что мальчик начинает «бегать». Сначала он ходит, просто подталкивая мяч вперед. Постепенно он учится лучше обращаться с мячом. Его движения становятся все более свободными и гибкими. Через полгода после начала посещения детского сада он уже играет в футбол вместе с другими детьми.

    Вожделенная инвалидная коляска: вспомогательное терапевтическое средство или игрушка?

    Воспитательница вынимает Кристу из коляски и сажает ее на ковер для игры в кубики и конструктор. Маленькая коляска не пустует ни минуты. В нее тут же усаживается обычный ребенок: он ездит по залу для групповых занятий, дает повозить себя другому ребенку, а затем начинает что-то мастерить, сидя в коляске у стола, как на обычном стуле.

    В глазах ребенка детсадовского возраста терапевтические вспомогательные средства (доска для удержания равновесия, доска на колесиках, коляска, гимнастические мячи) не выглядят как средства восполнения какого-то физического недостатка. Напротив, они используются детьми для испытания и тренировки своих способностей. В интегративной группе они многофункциональны, являясь вспомогательными и терапевтическими средствами для особых детей и игровыми и тренировочными средствами для обычных.

    Игрушки не должны быть дорогими

    В век компьютерных игр и изготовленных по шаблону игрушек (пластмассовые фигурки героев мультфильмов) мы, взрослые, не должны забывать, как много радости мы испытывали в детстве, когда коробка из-под обуви вдруг превращалась в дом для кукол, в цирковой балаган или зоопарк; пустые баночки из-под крема для обуви, соединенные бечевкой, становились телефоном, а простая палка оказывалась жезлом короля Артура. Занятия и игры с приспособленными и природными материалами способствуют развитию творческих способностей и фантазии. Осязание и рассматривание различных камней, песка, дерева, земли, воды, еловых шишек, фруктовых косточек, листьев активизируют чувственное восприятие.

    Понаблюдаем за Андреасом, нашим строителем башен из кубиков. Мальчик сидит в песочнице. Он загребает песок, берет его в руки, а потом смотрит, как он сыплется вниз по пальцам. Михаэль садится рядом с ним, и они начинают вместе нагружать песком большой пластмассовый грузовик. Обратим внимание на Руфь (девочка со спастической диплегией). Она, смеясь, сидит вместе с обычной девочкой в большой коробке из-под холодильника, которая служит детям то кораблем, то пещерой, то парикмахерской, то маленькой комнатой.

    Самостоятельное изготовление игрушек – один из наиболее экономичных способов удовлетворения потребности детей в движении и активности. Большие прямоугольники и кубы из пенопласта можно обшить разноцветными тканями, и получится дешевая альтернатива непомерно дорогим строительным элементам и покупным кубикам. Пальчиковые куклы, как и многие другие игрушки, в сегодняшних финансовых условиях сверх меры отягощают бюджет детского сада. Но ведь их можно сшить самостоятельно! Изготовление кукол и их дальнейшее использование (например, в ролевых играх) доставит радость всем участникам этого процесса.

    Самодельные игрушки можно применять и в работе с особыми детьми. При выборе и использовании игровых средств нужно учитывать индивидуальные особенности поведения того или иного ребенка. Так, например, ребенку со спастическими нарушениями понадобятся большие легкие кубики, а ребенок с ограничениями умственного развития сможет играть и в маленькие. Игрушка, которая используется в интегративной работе, должна оцениваться как «хорошая» в том случае, если она способствует возникновению и активизации совместных игр особых и обычных детей.

    Реттер (Retter, H., 1979, S. 367) отмечает: «Особого ребенка нельзя делать простым получателем какой-то надуманной игровой программы. В игре ему требуется признание, поддержка, оценка его успехов. Такое признание он, конечно, в большинстве случаев получает от своих близких. Но зачастую он не получает его от прочего окружения. Поэтому чем раньше у особых детей возникают игровые контакты с обычными детьми, еще не успевшими обзавестись никакими предрассудками, тем лучше».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх