• ЯСМИН: Кто со мной поиграет?
  • ХЕЛЬГА: Упорно и настойчиво к достижению цели
  • АНДРЕАС: Кто поможет мне успокоиться?
  • КРИСТА: Я – это я
  • ШТЕФАН: Мне нужен друг
  • СВЕН: Я хочу играть один
  • ТУРГУТ: Я хочу играть вместе со всеми
  • САБИНЕ: Очарование, которое обезоруживает
  • МУРРАТ: Во мне живут радость и веселье
  • КАТИНКА: Кто «выманит» меня из закрытости?
  • КЛАУС: Долгожданное пробуждение
  • Одиннадцать детей – одиннадцать ситуаций

    ЯСМИН: Кто со мной поиграет?

    Один пазл собран. Ясмин встает, относит его на полку, берет другой. Она высыпает составные части на стол и начинает собирать картинку. Составив очередной пазл, она берется за следующий.

    Так за полчаса повторяется несколько раз. За составлением четвертой картинки Ясмин кажется все такой же сосредоточенной, как и во время сборки первой. Она умело подбирает нужные части, а в особо сложных случаях терпеливо пристраивает деталь, пока не найдет ее место.

    Просто не верится, что девочка, производящая впечатление столь спокойного и уравновешенного ребенка, это та же непоседа Ясмин, которая еще три месяца назад беспокойно бегала с места на место, постоянно бросая начатое дело и принимаясь за что-нибудь новое. Врачи определили ее состояние как нарушение внимания, сочетающееся с гиперактивностью[1] . Как Хельге, Андреасу и Кристе, Ясмин с первых дней пребывания в детском саду удавалось спонтанно устанавливать контакт с другими детьми. Однако из-за того, что поначалу Ясмин постоянно перебегала с места на место и из комнаты в комнату, она не могла подолгу играть в одну и ту же игру. По-видимому, в начале своего пребывания в детском саду она находилась в постоянном поиске товарищей по игре и при этом использовала все имевшиеся в ее распоряжении возможности для установления контакта с другими детьми.

    Наряду с позитивными способами налаживания контакта (легкие прикосновения, касания, объятия, поцелуи) Ясмин открыто использовала и агрессивные варианты (плевки, удары, показывание языка, дерганье за волосы). Попытки контакта со стороны других детей она допускала лишь весьма ограниченно и всегда умело защищалась от нежелательных попыток сближения.

    Если сначала при возникновении конфликтов Ясмин чаще всего обращалась за помощью к воспитательнице, то теперь она разрешает их самостоятельно. При этом Ясмин чувствует, когда действия других против нее оправданны. Она уверенно защищается от безосновательных нападений детей, но считается с их обоснованной самозащитой. Так, например, она терпит, когда другой ребенок ее толкает, если незадолго до этого она сама случайно ударила его по голове.

    Создается впечатление, что после беспокойного периода привыкания Ясмин нашла свое место в группе. Она то подолгу играет одна, то участвует в общих играх или терпеливо выжидает подходящего момента для того, чтобы подключиться к игре, в которую уже начали играть другие дети. Так происходит, например, с игрой в лошадки, которая заключается в том, что две девочки постоянно переносят с места на место лошадку на палочке, лежащую в небольшой пластиковой ванне.

    Когда девочки на время ставят ванну на землю и одна из них не реагирует на призыв другой, Ясмин пользуется моментом и сама вступает в игру.

    25 сентября (выдержка из протокола)

    11.25: Ясмин вновь видит во дворе девочек, играющих в лошадки. Они кладут одну из лошадок в ванну, «моют» и носят туда-сюда. Ясмин вылезает из песочницы и подходит к девочкам. Она долго наблюдает за ними и ходит рядом, когда они переносят с места на место ванну с лошадкой на палочке.

    11.30: Одна из девочек берется за ручку ванны и ждет, что другая тоже опять возьмется за свой край. Однако та девочка в этот момент прыгает на второй лошадке. Ясмин берется за другую ручку ванны и говорит: «Я». Она вместе с другой девочкой переносит ванну с места на место.

    Ясмин начинает все чаще и чаще целенаправленно пользоваться речью. Если еще полгода назад она общалась практически только при помощи мимики и жестов, то теперь она явно гордится своим умением произносить коротенькие предложения.

    ХЕЛЬГА: Упорно и настойчиво к достижению цели

    Вторник, 9.30: обычное утро в одном из детских садов Дортмунда. Некоторые дети уже играют во дворе, а некоторые еще завтракают, рисуют или мастерят вместе с практиканткой.

    В уголке для кукол, отделенном от остального помещения, играют три девочки. Они возятся с кастрюльками и чашками, что-то размешивают, переливают, переставляют. Одна из девочек – Хельга. Приглядевшись, мы понимаем, что ее двигательные возможности очень ограниченны (у нее – детский церебральный паралич). Движения девочки кажутся угловатыми и резкими, и она лишь с большим трудом может взять в руки и удерживать маленькую игрушечную посуду. Хельга на коленях передвигается между игрушечной мебелью, при этом она иногда сваливается на бок, а иной раз неожиданно падает головой вперед. Но она тут же поднимается и продолжает играть как ни в чем не бывало. Обе девочки, играющие с ней, кажется, тоже не обращают никакого внимания на проявления ее слабости. Возникают небольшие ролевые игры, которые беспрепятственно продолжаются, и Хельга принимает в них полноправное участие.

    Спустя 45 минут Хельга уже сидит рядом с детьми, строящими что-то из кубиков. Она пытается участвовать в строительстве. Одно неосторожное движение – и постройка падает. Два мальчика начинают громко жаловаться и оглядываются на воспитательницу в поисках помощи. Третий мальчик защищает Хельгу. Подходят еще дети, некоторые из них начинают вновь возводить здание. При этом взгляд Хельги выражает сильное сожаление и осознание своей вины. Однако собственная неловкость все же не приводит ее в отчаяние: спустя несколько минут она вновь пытается складывать кубики в столбики.

    В уголке для кукол, на ковре, за столом, в песочнице – везде она вместе с другими, дети играют рядом с ней и вместе с ней, эту девочку редко увидишь одну. Хельга – ребенок, по отношению к которой слово «интеграция» кажется излишним, потому что с первого дня она почти всегда играет вместе с остальными: либо ее вовлекают в уже начавшиеся игры, либо она сама спонтанно начинает играть с другими. Это происходит не за счет каких-то специальных усилий, а лишь благодаря ее открытости и умению радоваться. И все это – несмотря на ограниченные речевые и двигательные возможности.

    7 мая (выдержка из протокола)

    10.35: Х. дает понять, что она тоже хочет попасть в уголок отдыха, где практикантка вместе с несколькими другими детьми сидит на полу на матрасах. Они отдыхают и разговаривают.

    Дети переносят в этот угол один из столиков, ставят перед ним стул и сажают на этот стул Хельгу. Они начинают ролевую игру, в которой Хельга раздает другим детям пластиковые стаканчики. Она «продает» мороженое и напитки.

    Особенно бросается в глаза невероятное терпение Хельги. Она будет повторять одно и то же движение до тех пор, пока не освоит его. С огромным усилием она произносит отдельные звуки и пытается повторить каждое слово, хотя она прекрасно может преодолевать трудности общения при помощи мимики и жестов. Благодаря ее колоссальной силе воли она уже через несколько месяцев после поступления в детский сад делает заметные успехи. Осанка и мелкая моторика явно улучшились. Хельга уже не становится виновницей случайных разрушений, может черкать цветными карандашами, переворачивать ведерки с куличиками или собирать кубики в столбики так, что они не падают в ту же секунду. Посторонние люди по-прежнему с большим трудом понимают ее речь, потому что те немногие слова, которые она произносит, она выговаривает очень медленно и отрывисто. Однако дети из группы Хельги спустя год ее пребывания в детском саду без труда понимают ее речь, и им больше не нужен «переводчик», как это было в самом начале.

    Жизнь этой группы детского сада показывает, насколько непринужденно сами дети относятся к ярко выраженным нарушениям развития. Помимо немногочисленных и вполне понятных проявлений «недовольства», в целом дети обнаруживают понимание, чуткость, терпение и готовность помочь, они поддерживают Хельгу в ее стараниях. При такой обстановке в группе, под крылом воспитательницы, которая стимулирует стремление своих питомцев к самостоятельности (внимательно, но сдержанно наблюдая за детьми, оказывая помощь, давая советы, инициируя возникновение игр, отчасти сама в них участвуя, но при этом не вмешиваясь лишний раз), дети – в том числе и особые – имеют прекрасные возможности для развития.

    АНДРЕАС: Кто поможет мне успокоиться?

    Кто это вихрем носится по садику? Мальчик перебегает из комнаты в комнату. Становится перед кем-нибудь, улыбается ему, хватает за рукав свитера и пытается потянуть за собой. Не получается – тогда он бежит дальше и попадает в следующую комнату, в которой расположен уголок отдыха. Там он забирается на матрас, прыгает, кувыркается.

    Этот маленький непоседливый мальчик, который отвлекается на все и которого ничем невозможно увлечь, – Андреас. В младенчестве он перенес операцию на сердце. У Андреаса наблюдаются интеллектуальные, речевые и двигательные нарушения. Воспитательницы и дети каждый день общаются с подвижным мальчиком и каждый день чувствуют очарование, которое от него исходит. Несмотря на то что он часто активно вмешивается в уже начавшиеся игры, между ним и другими детьми почти никогда не возникает конфликтов. Он улыбается им, нежно гладит их и вновь исчезает. Дети с удовольствием играли бы с ним, но в первые недели своего пребывания в саду он ищет лишь общества воспитателей. С ними мальчик может играть в предложенные игры в течение 15-20 минут, на это время он способен сосредоточиться. Игры со сверстниками продолжаются самое большее несколько минут; что-нибудь его отвлекает, и он убегает. Большое игровое помещение, большое количество детей и обилие игрушек – слишком сложное испытание для Андреаса в первое время его пребывания в детском саду.

    В связи с этим воспитатели стараются создать для Андреаса более мягкие условия: так, например, они часто предоставляют ему возможность играть в небольшом помещении для малых групп. В этой комнате могут играть всего несколько детей, в их распоряжении ограниченный набор игрушек. Здесь Андреас начинает ролевую игру с обычным мальчиком из своей группы.

    Матиас сидит за игрушечным прилавком и занимается сортировкой товаров. Андреас спрашивает его, может ли тот продать ему что-нибудь. Начинается игра в магазин, во время которой мальчики меняются ролями, так что каждый из них – то покупатель, то продавец. В Андреасе Матиас обретает надежного товарища, открытого к любым предложениям. «Упражнения» такого рода помогают Андреасу овладевать навыками длительной игры со сверстниками. После полугода пребывания в детском саду Андреас уже может заниматься чем-нибудь вместе с одним или более детьми во время свободных игр 15-20 минут подряд.

    26 мая (выдержка из протокола)

    9.35: А. бежит к группе детей. Перед входом в комнату стоит маленький картонный домик с красной тряпичной крышей. Сначала А. садится перед входом в домик; потом в него заползает.

    9.55: Он вновь вылезает из домика и бежит в комнату. Положив руки на колени и топая ногами, он опять идет по направлению к домику и заходит в него. Одна из девочек, сидящая в домике, говорит: «А., на улице тебя ждут родители!» А. выходит из домика, но тут же заходит в него снова. Так повторяется много раз. А. говорит: «Я был у своей мамы!» Дети играют в «путешествие».

    10.01: А. сидит в домике и громко смеется. Он рассказывает что-то, непонятное для ведущего протокол. А. выходит из домика и рассказывает одной из воспитательниц, что он прилетел на вертолете. Воспитательница подходит к А. и спрашивает его, в какую группу он хочет пойти. Он говорит ей: «Иди сама в свою группу!» Дети в домике кричат: «А., обед готов!» А. подходит к двери домика, стучится и заходит внутрь. Затем он опять выходит, садится на скамейку, стоящую напротив домика; встает, бежит в комнату. Дети в домике выкрикивают его имя. А. возвращается.

    10.10: из домика выходят мальчик и девочка. А. толкает мальчика, усаживая его на скамейку, и говорит: «Мы молимся». Он пытается сложить мальчику руки и начинает петь утреннюю молитву. Мальчик отстраняет А.

    Во время свободных игр А. часто принимает на себя роль врача. Он то осторожно обследует молоточком других детей или воспитательниц, то колет своих пациентов игрушечным шприцем или пытается поднести к их открытым ртам стоматологическое зеркальце. При этом он очень редко соглашается на то, чтобы самому изображать пациента. В этой игре Андреас отрабатывает свой многочасовой опыт пребывания в больницах, в кабинетах врачей, т.е. собственный опыт пациента. Детский сад для него – место, в котором он может выразить все многообразие своей личности. Здесь никогда не смотрят на его «дефекты», как это делают врачи. Общение в группе дает ему, как и всем остальным детям, возможность научиться понимать себя и других.

    КРИСТА: Я – это я

    Криста родилась с незаращением дужек позвонков и гидроцефалией. В возрасте 2 лет она перенесла левосторонний инсульт. Через три месяца после своего третьего дня рождения Криста пошла в детский сад. Обращает на себя внимание ее речь. Она говорит ясно, четко, звонким голосом.

    Ее открытость и добродушие позволяют ей с легкостью устанавливать контакт с детьми и воспитательницами. Криста ездит в инвалидной коляске, которую она не может передвигать самостоятельно: коляска по размеру совершенно не подходит ни к ее росту, ни к условиям детского сада. Для передвижения по садику Кристе дали маленькую инвалидную коляску, сидя на которой ей проще принимать участие во всем происходящем. Так, например, теперь она может сидеть за столом или на занятиях на одинаковой высоте с другими детьми. По выражению лица Кристы можно сделать вывод о ее жизнеутверждающем характере. Свою физическую неподвижность она компенсирует за счет речи. Когда Криста хочет попасть в другое место комнаты, она обращается к кому-нибудь из детей с просьбой отвезти ее туда. Обычно ее желание выполняется, но даже если нет, Криста не теряется, она уверена в себе и просит кого-нибудь другого помочь ей. Криста принимает участие в семинаре-тренинге по передвижению в инвалидной коляске, но, несмотря на это, она еще не готова к тому, чтобы самостоятельно приводить коляску в движение. Ведь гораздо приятнее, когда тебя возят.

    Дети чувствуют ее умение общаться и ее чуткость. Часто рядом с ней сидит кто-нибудь из детей: они держат друг друга за руки, обнимаются. Криста обладает способностью чувствовать душевные состояния других детей и реагировать на них. Так, она спрашивает девочку, которая в одиночестве сидит в уголке для кукол и ничего не делает: «Тебе грустно?» – Девочка кивает головой. Криста берет ее руку и раскачивает туда-сюда. Завязывается разговор. При этом Криста свободной рукой достает мягкую игрушку, лежащую рядом, и укладывает ее спать в колыбель для кукол. Она просит девочку дать ей других плюшевых зверюшек и кукол. Вскоре колыбель наполняется до краев. Девочки поют игрушкам колыбельную. Особая девочка мягко возвращает загрустившую обычную девочку в приятный и спасительный мир игры.

    Детские игры всегда связаны с движением. Но у Кристы возможности движения ограниченны. Часто дети просто убегают от нее, а она смотрит им вслед. В зависимости от настроения Криста либо пытается позвать их назад, либо предоставляет событиям идти своим чередом. Когда Криста сидит не в своей коляске, а прислонившись к стене в уголке для кукол, на ковре для игры в кубики или в песочнице, другие дети обращаются к ней, прикасаются, вовлекают ее в общую игру. В такие моменты Криста и другие дети переживают сложные чувства и познают на собственном опыте, что такое близость и дистанция. Так могут возникать общность, единение, чувство Мы. В общих играх каждый ребенок познает свои сильные и слабые стороны. Криста вовлечена в этот процесс. Через год после поступления в детский сад она, улыбаясь, сидит в кругу других детей. Группа поет песню. В хоре голосов слышен громкий и четкий голос Кристы: «Я – это я».

    ШТЕФАН: Мне нужен друг

    «Э-э-э-э-э!» Штефан показывает девочке язык, толкает ее и убегает. Через несколько минут он, подбоченясь, преграждает путь какому-то мальчику и вызывающе смотрит на него.

    Он постоянно в движении, берется то за одно, то за другое. Этот мальчик часто перебегает из комнаты в комнату, не может подолгу заниматься чем-нибудь одним и поэтому производит впечатление неспокойного ребенка, находящегося в постоянном поиске. Он часто кривляется, корчит рожи, изображая клоуна. При этом Штефан постоянно пытается вступить в контакт с другими детьми и вовлечь их в свои шумные игры, догонялки: для этого он дотрагивается до них, толкается, разрушает их постройки из кубиков. Но эта агрессивность – лишь один аспект его личности, та ее часть, которая полна жажды движения и действия.

    Другой аспект – это мальчик, который остро нуждается в телесном контакте и ластится к другим. В моменты отдыха он в задумчивости смотрит по сторонам, но чуть позже вновь срывается с места. Несмотря на то что Штефан очень активный мальчик и легко отвлекается, он иногда все же способен хотя бы на короткое время сосредоточиться, например рассматривая книжки с картинками.

    Нарушения у Штефана мало заметны, среди других детей его нельзя сразу определить как особого ребенка. Только если знать о его правостороннем парезе, можно увидеть, что он почти не пользуется правой рукой. Его речь также нарушена незначительно. Он говорит несколько нечетко и порой неясно выражает свои мысли. Очень бросается в глаза, что он сам считает себя неспособным на некоторые виды действий и заранее отвергает их как невозможные (например, на физкультуре или на занятиях по развитию мелкой моторики). Однако благодаря поддержке воспитательницы он быстро обретает уверенность в себе. И все же поначалу Штефан с огромным трудом привыкает к детскому саду. Он уже один раз переходил из садика в садик, а после трех месяцев пребывания в группе вместе с двоюродной сестрой ему пришлось перейти в новую группу, где уже работал специальный педагог, опекавший другого особого ребенка. Смена группы дается Штефану с огромным трудом, несмотря на то что она осуществляется очень бережно и осторожно и ему дают много времени на то, чтобы постепенно войти в новую группу. В течение почти двух месяцев он ходит то в одну, то в другую группу, что, конечно, дает ему возможность избегать ситуаций, которые он считает неприятными.

    19 февраля (выдержка из протокола)

    11.47: Штефан не хочет петь хором вместе со всеми и после обеда идет в свою прежнюю группу.

    Еще через три месяца переход в новую группу успешно завершен, не в последнюю очередь благодаря тому, что Штефан обрел там друга. Мальчики буквально неразлучны, и эта дружба положительно сказывается на игровом и социальном поведении Штефана. Он стал более спокойным и уравновешенным и больше не производит впечатление гиперактивного и агрессивного мальчика.

    Эта положительная динамика закрепляется в результате целенаправленной работы воспитательницы в малой группе, а также благодаря хорошей погоде, позволяющей чаще выводить детей на улицу. Большая территория детского сада с ее укромными уголками может удовлетворить и жажду движения Штефана, и его тягу к уединению. Мальчик научился общаться с другими детьми, не дерясь и не толкая их. Он находит новых друзей. Во время некоторых спокойных игр дети могут подолгу разговаривать друг с другом. Штефан любит такие разговоры и лишь время от времени ненадолго отвлекается от них.

    Однако по-прежнему бросается в глаза контраст между его мягким характером, его готовностью к компромиссам и тем грубым, если не сказать хамоватым, способом сближения с детьми, который он избирает. Он по-прежнему иногда специально обзывает, задевает или толкает детей, которые проходят мимо, очевидно сознательно провоцируя их. Но в то же время он умеет идти навстречу другим и даже нежно утешать.

    29 мая (выдержка из протокола)

    10.55: Штефан выбегает из домика и плачет. Какая-то девочка спрашивает его, что случилось. «Тобиас меня ущипнул». Через некоторое время он перестает плакать и возвращается в домик. «Мы же друзья», – говорит он Тобиасу.

    11.05: Тобиас и еще один мальчик стоят перед домиком.

    Вдруг Тобиас ударяет мальчика, тот возмущен и дает сдачи. Они толкаются и дерутся, пока Тобиас не начинает плакать. Из домика выходит Штефан, он с интересом и, кажется, озадаченно смотрит на происходящее с некоторого расстояния. Другой мальчик отходит. Девочка, наблюдавшая за происходящим, зовет воспитательницу. На ее расспросы она отвечает, что первым начал Тобиас. Штефан все это время смотрел на Тобиаса, но находился в некотором отдалении. Теперь он приближается к группе. «Меня он тоже ударил», – объясняет он воспитательнице, берет Тобиаса за руку, жмет и гладит ее. «Все ведь хорошо», – утешает он его.

    Штефан посещал детский сад чуть меньше года, потому что семья в очередной раз переехала. Об этом можно лишь сожалеть, потому что мальчик только-только начал преодолевать трудности в общении.

    СВЕН: Я хочу играть один

    «Убирайся!» Эти слова сопровождаются злым взглядом и пинком. Через десять минут этот же мальчик, столь грубо обращавшийся со своим товарищем, жалобно плачет, когда ему не дают какую-то игрушку.

    Свен – единственный ребенок в семье, и поначалу у него были большие сложности в общении с детьми. Он только что поступил в детский сад и не готов к тому, чтобы играть вместе с другими, не говоря уже о том, чтобы делиться игрушками. И даже когда дети приносят с собой игрушки, которые ему нравятся, он не просто играет в них вместе со всеми, но хочет играть в них один. Его осанка, то, как он держится, свидетельствуют о неприятии им других детей. По тому, что он говорит, может сложиться впечатление, что его словарный запас ограничивается словами «Убирайся!» и «Один, играть один!». Можно подумать, что у него проблемы с речью, но это не так. Напротив, Свен прекрасно умеет выражать свои мысли, его речь вполне соответствует его возрасту. Однако зачастую то, что он говорит, носит характер приказа и продиктовано нетерпением, и это проявляется и в его отношениях со взрослыми. Основные проблемы Свена связаны с движением. Из-за церебрального нарушения двигательных функций он с большим трудом может ходить. Он не в состоянии стоять без опоры, чтобы подняться на ноги, ему нужно за что-то держаться и подтянуться, он не всегда способен контролировать свои движения. Однако мелкая моторика развита у мальчика превосходно. Свен очень любит рисовать, мастерить, вырезать, лепить и собирать пазлы. При этом он очень умело обращается со всеми материалами. Однако если он очень возбужден или если ему что-нибудь не удается с первого раза, он теряет уверенность. В начале пребывания в детском саду он буквально «привязан» к воспитательнице, ориентируется только на нее, сильно от нее зависит. Часто он кажется вялым и измученным, что педагог объясняет утомительной лечебной гимнастикой (ежедневные упражнения по системе Войта).

    Лишь спустя несколько месяцев при поддержке воспитательницы Свену удается постепенно преодолеть свою зависимость от нее. У него все чаще возникают игровые контакты с другими детьми. Сначала он учится просто терпеть присутствие других детей поблизости, позже начинает время от времени играть вместе с некоторыми из них. Благодаря участию в ролевых играх (в основном в игре в прятки и в шумных играх в игрушечном домике или в уголке для кукол) Свену удается побороть стеснительность, и он начинает играть вместе с другими.

    1 сентября (выдержка из протокола)

    11.25: Свен идет к маленькому деревянному домику, Хугур идет туда вслед за ним. Начинается игра в прятки. Мальчики, смеясь, бегают вокруг домика и преследуют друг друга. Свен заползает в дом и изнутри выглядывает в окно, а Хугур снаружи то открывает, то закрывает деревянные ставни. Время от времени Свен через открытое окно кричит Хугуру «Угу», изображает рычание или шипение и смеется, но разговора не возникает (Хугур, мальчик из семьи иммигрантов, пока не говорит по-немецки).

    Постепенно Свен становится физически более крепким, начинает верить в себя, лучше ходит и больше не боится играть на детской площадке. Уже через несколько месяцев после начала посещения садика он научился съезжать с горки, а еще через некоторое время начал лазать повсюду без помощи воспитательницы. По окончании первого года пребывания в детском саду можно отметить явные положительные сдвиги в его социальном поведении. Хотя по-прежнему Свен лишь со слезами готов признать, что вещи и люди в садике принадлежат не ему одному, но он ведет себя покровительственно, как старший, когда в сад приходят новые дети, часто играет с ними и даже готов делиться своими игрушками.

    ТУРГУТ: Я хочу играть вместе со всеми

    Три мальчика сидят на ковре для игры в кубики. Они построили крестьянский двор, по которому ходят домашние животные и ездят машины. Вдруг Тургут, наблюдавший за игрой детей с некоторого расстояния, подбегает и ногой наступает на один из загонов для животных. Поднимается крик.

    Мальчики сердятся и зовут воспитательницу. Тургут отходит и с безучастным видом смотрит на происходящее. Он – новенький в этом интегративном детском саду. Подобные сцены случаются ежедневно. Тургут нередко дерется, его реакции зачастую необъяснимы. Если его агрессивное поведение влечет за собой наказание со стороны детей или воспитательниц, он разражается слезами и очень нескоро успокаивается.

    Прошло девять месяцев. Тот же ковер для игры в кубики, те же дети. Тургут сидит между ними и протягивает одному из мальчиков кубик от конструктора «Лего». Они вместе строят погрузочную платформу, обсуждают постройку и продолжают игру.

    Познакомимся с Тургутом. Это хрупкий на вид четырехлетний мальчик. Вердикт врачей таков: повышенная возбудимость центральной нервной системы, нарушения двигательного и речевого развития, сложности в осознании и овладении своими телесными ощущениями. Для воспитательниц заключение медиков имеет важное значение: они с самого начала смотрят на поведение Тургута под особым углом зрения. Представление о структуре его личности, сложившееся у них на основании его поведения, дополняется сведениями о семейной ситуации мальчика. Терапевт из службы ранней помощи два раза в неделю работает с ним: один раз – в помещении детского сада, второй – у Тургута дома. Успешное сотрудничество между родителями, врачами и воспитателями создает основу для помощи Тургуту, для раскрытия его личности, развития его сильных сторон. В самом начале посещения детского сада основная проблема мальчика – его неумение адекватно выражать свои потребности. За его слезами часто скрывается вопрос: «Почему я не могу играть вместе со всеми?» Воспитательницы бережно, терпеливо и последовательно помогают Тургуту на его пути к игре с другими детьми. День за днем они показывают ему, как можно успешно общаться с другими детьми, играют с ним и поддерживают его попытки взаимодействия. Подчеркнутое признание и похвала со стороны взрослых позволяют мальчику постепенно отказаться от своей первоначальной агрессии по отношению к детям и взрослым и активно принимать участие в общих играх.

    Через год пребывания в детском саду Тургуту уже не нужно вести себя агрессивно, чтобы вступить в контакт. Мы становимся свидетелями следующей сцены: Два мальчика разложили ковер с изображением улиц и светофоров и играют на нем в машинки. Тургут в течение нескольких минут наблюдает за ними. Он садится на край ковра на коленки, улыбается мальчикам, ставит машинку на одну из улиц и вступает в игру. Мальчики начинают играть вместе с ним.

    САБИНЕ: Очарование, которое обезоруживает

    Возраст – 3,5 года; пол – женский; цвет глаз – голубой; особые приметы – обезоруживающее очарование. Эту девочку невозможно не полюбить. В ней привлекает все: ее внешность, ее косичка с вплетенными разноцветными ленточками, ее коротенькие шаровары. А ее большие глаза, внимательно разглядывающие вас, ее мечтательная улыбка... Очаровательный ребенок! Имя этой девочки с синдромом Дауна – Сабине. Она, как и Муррат, устанавливает контакт с другими детьми с некоторой осторожностью, внимательно наблюдая за ними.

    В начале своего пребывания в детском саду Сабине не говорит ни слова, она лишь улыбается и умело выражает свои пожелания и потребности при помощи мимики и жестов. Она часто ищет телесного контакта с воспитательницей, ей многое интересно, но интерес этот длится, как правило, недолго. В основном она интенсивно и терпеливо наблюдает за окружающими. Так, Сабине сидит за столом, рисует черточки, вырезает, наклеивает (одно из самых любимых ее занятий), время от времени подолгу смотрит на других детей, а затем продолжает рисовать. Или же она сидит на ковре вместе с другими детьми, иногда протягивая им кубики, но в основном лишь наблюдая за происходящим.

    У Сабине пока большие сложности с пониманием и соблюдением правил настольных игр. Чаще всего она сидит рядом с играющими, иногда ненадолго подключается к игре, отходит, вновь возвращается – и наблюдает. Чем бы она ни занималась (рисованием черточек, игрой в мяч), все ее действия – это своего рода прикрытие. Ее основная деятельность – наблюдение. Сабине постепенно знакомится с различными стратегиями поведения, которым она впоследствии – чаще всего, когда играет одна, – пытается подражать. Чтобы запомнить те или иные вещи, она очень часто их повторяет. Так, например, во время игры в лото она показывает попеременно то на себя, то на остальных детей. Позже Сабине повторяет это действие, играя одна. Она осваивает правило очередности в играх.

    8 сентября (выдержка из протокола)

    9.49: Сабине некоторое время играет вместе со всеми в лото. При этом она изредка показывает на стопку карточек, дотрагивается до воспитательницы и вопросительно смотрит на нее. Воспитательница объясняет Сабине, что ее очередь еще не подошла. Для этого она указывает на детей в том порядке, в котором должна наступить их очередь в игре, и называет их имена. Это повторяется три раза.

    Сабине внимательно наблюдает за другими детьми и следит за игрой. Время от времени она показывает пальцем на детей и на себя в той же последовательности, в которой это ранее делала воспитательница. Сабине много раз повторяет это действие. При этом она сияет каждый раз, указывая на себя, как сияет и тогда, когда подходит ее очередь в игре.

    Воспитательница старается как можно меньше вмешиваться, чтобы сделать возможным взаимодействие Сабине с другими детьми; она инициирует игры, способствующие развитию у девочки способности концентрации, и дает ей возможность повторять определенные вещи с целью их запоминания и освоения. Помимо этого она пытается развить ее речь, сознательно изображая непонимание.

    Спустя год после начала посещения садика Сабине полностью интегрирована в группе. Она стала очень самостоятельной и целенаправленно отстаивает свои интересы. Сабине произносит отдельные слова – «ты», «тоже», «нет» – и участвует в ролевых играх. При этом, когда она изображает «маленькую собачку на поводке» или когда дети играют в поликлинику, Сабине показывает, что в игре она может проявлять фантазию – способность, наличие которой у детей с синдромом Дауна обычно отрицается. Сабине уже не самая младшая в группе, но по росту она все еще одна из маленьких. С самого начала уже одно ее присутствие имело положительное влияние на агрессивных детей группы. Даже основной «разбойник» ведет себя с ней почти нежно. Дети по доброй воле считаются с ней, и это заходит так далеко, что у детей постарше возникают трудности в отстаивании своих интересов перед Сабине. Благодаря исходящему от нее очарованию и ее небольшому росту создается впечатление, что она все еще очень маленькая девочка. Помимо этого она применяет тактику поведения, которую можно назвать «пассивным сопротивлением» и от которого «отскакивает» любая агрессия. Если она чего-то не хочет или не признает, она просто не реагирует, даже если очевидно, что она все понимает. Это обезоруживающее поведение делает других детей беспомощными, и они прекращают свои нападки вместо того, чтобы – как они, наверное, сделали бы в другой ситуации – применить силу и отстоять свои интересы.

    МУРРАТ: Во мне живут радость и веселье

    Масленица. Дети бегают по садику в самодельных масках животных. На одном из мальчиков, Муррате, – маска кошки. Он мяукает, дает воспитательнице погладить себя и ползком передвигается по полу на четвереньках.

    Муррату пять лет, он – из семьи беженцев из Югославии. Мальчик появился на свет в результате незапланированного кесарева сечения. Время от времени у него наблюдались легкие судороги, в шесть месяцев он заболел менингитом. У него паралич, из-за этого он не может ходить. Непроизвольные сокращения мышц делают движения его худенькой фигурки резкими, угловатыми. В первые дни в детском саду он передвигается только лежа. Но уже через несколько недель ему удается научиться вставать, держась за опору (шкафы, полки, столы). Муррат без посторонней помощи садится на стул. В самом начале своего пребывания в детском саду он только внимательно наблюдает за игрой других детей. Когда кто-нибудь берется за кубики, он садится в некотором отдалении и тоже начинает что-нибудь строить. Муррат – дружелюбный, нежный ребенок, и это помогает ему в играх с другими детьми. В первые дни пребывания в детском саду он познакомился и очень подружился с Катрин, открытой, живой девочкой. Детям особенно полюбилась игра «в отъезд и переодевание». Они вместе собирают чемодан, переодеваются и «путешествуют» по разным странам то на автобусе, то на поезде, то на самолете. Когда Катрин не приходит в садик, Муррат грустит, ему ее очень не хватает. Весной, на 10-й месяц посещения Мурратом сада, они по-прежнему дружат. Дети ездят на велосипедах и самокатах по просторной террасе садика. Муррат гордо сидит на своем велосипеде (с бо?льшими, чем у других детей, колесами) и улыбается. Его ноги не могут соскочить с педалей, они закреплены ремнями. Катрин едет рядом с Мурратом, в какой-то момент ей нужно в туалет. Она просит мальчика последить за велосипедом. Муррат берется за руль ее велосипеда и не отпускает его до возвращения девочки. За это время два мальчика попытались взять велосипед Катрин, но обе попытки Муррат дружелюбно, уверенно и успешно отклонил.

    Особую радость ему доставляют игровые занятия «Круг». Иногда для того, чтобы у Муррата была возможность участвовать в игре вместе с остальными, воспитательницы изменяют правила. Так они поступают с игрой «в кошки-мышки». В нее, вопреки существующему правилу, играют сидя: это дает Муррату возможность быть наравне с остальными.

    Через год после начала посещения мальчиком детского сада можно наблюдать следующую сцену.

    Прилагая неимоверные усилия, Муррат сдвигает вместе несколько стульев. Затем он садится на первый стул и кричит на всю комнату: «Такси, такси!» Через несколько секунд к Муррату подбегают трое «пассажиров», они садятся на стулья, стоящие за ним. Мальчик изображает движения шофера и подражает звукам автомобиля.

    О том, что интеграция прошла успешно, свидетельствует и еще одна сценка. Муррат играет с тремя мальчиками в «полицейскую операцию». Он сидит на стуле и, поднеся ко рту в качестве микрофона деревянный кубик, «организует» действия своих коллег. Мальчики сидят рядом и потом убегают, получив очередное задание. Во время игры один из них забывает, что Муррат не умеет ходить, и возбужденно кричит ему: «Давай, за мной!» Муррат улыбается ему и радостным голосом продолжает давать указания своим полицейским.

    КАТИНКА: Кто «выманит» меня из закрытости?

    По комнате передвигается пятилетняя девочка очень маленького роста. Словно в замедленной съемке она останавливается, тихо поворачивает голову и меняет направление движения. Сквозь толстые очки смотрят большие голубые меланхоличные глаза.

    Это – Катинка. В начале пребывания этой девочки в детском саду воспитатели должны проявлять по отношению к ней особое внимание: у нее очень плохое зрение и глубокие нарушения сенсорного, двигательного и социального развития. Катинка отказывается от контактов с другими детьми. Она категорически отвергает телесный контакт, предложения поиграть, обращенную к ней речь детей. Она отталкивает их от себя и стоит, как статуя, скрестив руки. Когда дети начинают громко спорить между собой, Катинка очень пугается и ищет защиты у воспитательниц. В первые недели пребывания в детском саду у нее возникают особые доверительные отношения со специальной дополнительной сотрудницей, работающей в группе. Эта воспитательница уделяет Катинке много времени, вместе с ней осматривает зал для групповых занятий и другие помещения детского сада. Это помогает девочке освоить новое окружение. Ее зрительные возможности ограниченны, но она все равно наблюдает за игрой других детей. Больше всего Катинку привлекает столик для рисования и то, что на нем лежит: цветные карандаши и фломастеры, бумага, клей, ножницы, множество разных баночек.

    23 сентября (выдержка из протокола)

    9.00: Катинка подходит к воспитательнице, разговаривающей с одной из мам. Она рассматривает беседующих. У воспитательницы в руках сумка с завтраком кого-то из детей, в которой разлился йогурт. Катинка вместе с воспитательницей идет на кухню, чтобы помыть сумку. Потом она возвращается с кухни, подходит к госпоже Р. (новой дополнительной сотруднице) и просит дать ей большой лист бумаги. В ящике для бумаги остались только большие листы формата А5, на которых дети не любят рисовать. Катинка тоже отказывается брать такой лист, и госпожа Р. дает ей один из «резервных» листов.

    9.30: У Катинки в руках – фломастер, который она вдавливает в свою щеку. Она ковыряет в носу и смотрит на детей, сидящих рядом с ней за столиком для рисования. Катинка рисует на своем листе круги и черточки. Время от времени она посматривает на то, что рисует девочка рядом с ней. Катинка прислушивается к разговору детей, каждый раз поворачивая голову к тому, кто говорит в данный момент.

    9.40: Катинка сидит за столиком для рисования и рисует черточки.

    9.47: Она медленно меняет карандаши и рисует на листе черточки. Складывает лист бумаги пополам, встает у стола и продолжает рисовать.

    9.57: Катинка берет свой лист бумаги и становится на середину зала для групповых занятий. Она наблюдает за детьми, играющими в кубики. Затем она относит лист в раздевалку и кладет его на скамейку под своим пальто. К. возвращается в игровую комнату, становится рядом со столом для рисования.

    При наблюдении особенно бросаются в глаза ее очень медленные движения.

    Во время первого для девочки празднования Рождества в детском саду, на которое пришли и родители Катинки с ее младшим братом, воспитательницы делают для себя удивительное открытие. Катинка, обычно разговаривающая шепотом, говорит с братом громко, когда они одни в комнате, и может быстро бегать за ним. Воспитательницы поняли, что Катинка активно общается лишь с теми детьми, которых она хорошо знает, поведение которых может оценить и предугадать. Михаэла, девочка из группы Катинки, старается привлечь ее к себе. Она видит в ней товарища, всегда готова помочь ей и неустанно пытается вовлечь Катинку в свои игры. Девочки то вместе экспериментируют с акварелью, то играют в «лошадь и кучера». Возникает тесная дружба. Теперь проводить ее в туалет Катинка просит Михаэлу, а не воспитательницу. Михаэле, в отличие от воспитательниц, удается уговорить Катинку забраться на горку и съехать вниз.

    Через год после поступления в детский сад Катинка хорошо вжилась в свою группу. Михаэла стала ее близкой подругой. В совместных играх в большой группе детей Катинка участвует скорее пассивно, с позиций наблюдателя. Правда, иногда она сама инициирует игры. Характерный для нее тип поведения можно проиллюстрировать на следующем примере: Катинка сидит около стола и в течение 15 минут катает туда-сюда коляску с куклой, которую она принесла из дома. Затем она обращается к воспитательнице, проходящей мимо, и что-то шепчет ей на ухо. В ответ воспитательница согласно кивает головой. Катинка достает аудиокассету из сумки, лежащей в сетке кукольной коляски. Она медленно завозит коляску в уголок отдыха. Воспитательница вкладывает кассету в магнитофон. Катинка садится на одну из больших подушек и слушает сказку. Через несколько минут в уголок отдыха приходят еще пятеро детей, они слушают, танцуют и поют песни под магнитофон. Катинка наблюдает за детьми и раскачивается в такт музыке. За внешне пассивным социальным поведением девочки пока еще скрыт активный игровой потенциал: в ее случае интеграция проходит медленно.

    КЛАУС: Долгожданное пробуждение

    Лежа животом на доске с колесиками, отталкиваясь руками и ногами, Клаус ездит по залу для групповых занятий. С тех пор, как у него появилось это вспомогательное и игровое средство, он сам решает, куда ему направиться. Он не ходит и не ползает, но его руки и ноги уже достаточно окрепли, и он может отталкиваться ими и передвигаться либо при помощи доски с колесиками, либо по полу лежа на спине.

    В самом начале своего пребывания в детском саду он из-за глубоких множественных нарушений развития еще не может принимать активное участие в жизни группы. Во многом из-за сильного воздействия медикаментов Клаус практически неподвижно лежит на ковре для игр, он пассивен, почти все время спит и много плачет. Когда количество принимаемых им медикаментов снижается до минимума, он, кажется, понемногу выходит из своего сонного состояния. Клаус начинает воспринимать свое окружение и активно исследовать его. Через какое-то время он уже может ползать по залу лежа на спине или ездить на доске с колесиками, сидеть с подложенной под спину подушкой на детском стульчике с подлокотниками и в течение нескольких минут самостоятельно стоять, держась за умывальник или стол. Иногда Клаус играет вместе с другими детьми. Но эти игры почти всегда инициируются не им. Другие дети заговаривают с ним, гладят его или протягивают ему какие-нибудь предметы.

    26 февраля (выдержка из протокола)

    11.50: Один из мальчиков пытается поднять Клауса с пола и посадить его на стул. Так как Клаус тяжелый, на помощь мальчику приходит молодой человек, проходящий в детском саду альтернативную службу. Вместе они сажают Клауса на стул, чтобы он мог участвовать в Круге. Мальчик садится рядом с Клаусом, обнимает, гладит его, ласкается.

    26 мая (выдержка из протокола):

    11.35: Клаус неподвижно сидит в большом игрушечном грузовике. Он держит руку во рту и наблюдает за детьми, играющими у стола. Две девочки подходят к нему, заговаривают и гладят его голые ножки.

    Через полгода Клаус сам начинает инициировать контакты, стуча кубиками по стульям, на которых сидят дети. Однако его интерес к взаимодействию очень невелик, так как на данном этапе развития он, очевидно, интересуется прежде всего самим собой и новыми предметами. И все же даже за короткий период пребывания в детском саду он делает значительные успехи. Его физические способности и игровое поведение заметно развиваются. Так, уже через 9 месяцев после начала посещения садика он может подолгу без опоры стоять у стола и играть. По двору детского сада он передвигается сидя на большом игрушечном грузовике и отталкиваясь ногами. Он может самостоятельно сидеть на ковре и играть в кубики. Правда, при этом он иногда заваливается на бок, но затем сам поднимается и садится прямо. Его речь тоже заметно развивается. Он тянет отдельные слоги и произносит что-то, выражает радость, раздражение или грусть, хлопая в ладоши, визжа, плача или издавая пронзительные звуки. Игры других вызывают у него живой интерес. Он смотрит в глаза детям и иногда внимательно наблюдает за ними, хотя сам очень редко напрямую устанавливает игровой контакт.

    23 июня (выдержка из протокола)

    11.15: Один за другим дети, играющие у стола на площадке, переходят в песочницу. Когда Клаус остается у стола один, воспитательница спрашивает его, не хочет ли он пойти к остальным. Он утвердительно кивает. Воспитательница дает ему пройти несколько шагов и помогает сесть рядом с другими. Он наблюдает за детьми и при этом сам играет руками в песочек. Время от времени Клаус берет в руки совок или формочку, но чаще всего он наблюдает за другими.

    К сожалению, просьба детского сада о временном освобождении Клауса от школьных занятий не была удовлетворена. Клаус начал посещать специальную школу для детей с физическими нарушениями. Было бы интересно еще один год понаблюдать за его развитием в детском саду, особенно если учесть, что его игровое, социальное поведение и моторика только-только «проснулись».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх